Участниками налогового контроля являются налоговые органы. Их основные функции, полномочия и формат работы
Участниками налогового контроля являются налоговые органы, наделенные соответствующими полномочиями. В России система органов налогового контроля представлена Федеральной налоговой службой (ФНС) и ее территориальными подразделениями.
Федеральная налоговая служба
ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. ФНС была образована в соответствии с Законом о налоговых органах Российской Федерации от 21 марта 1991 года.
В ведении ФНС находится организация налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Также ФНС контролирует правомерность предоставления налоговых льгот.
Территориальные органы ФНС России
Территориальные органы ФНС России представлены межрайонными инспекциями федеральной налоговой службы в субъектах РФ. Они являются структурными подразделениями центрального аппарата ФНС.
Межрайонные инспекции ФНС осуществляют налоговый контроль на подведомственной территории - проводят проверки организаций и физических лиц, анализируют отчетность, выявляют налоговые правонарушения.
Кроме того, инспекции ведут работу по взысканию налоговой задолженности и администрированию платежей в бюджет.
Права налоговых органов
Для осуществления налогового контроля законодательством предоставлен ряд полномочий налоговым инспекциям и их должностным лицам - инспекторам и агентам налогового контроля:
- проводить камеральные и выездные налоговые проверки;
- истребовать документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;
- опечатывать помещения и изымать документы при проведении выездных проверок;
- вызывать налогоплательщиков и их представителей для дачи пояснений;
- привлекать независимых экспертов;
- применять меры по взысканию недоимок и штрафов.
Таким образом, участниками налогового контроля являются налоговые органы, наделенные широкими полномочиями, позволяющими контролировать правильность исчисления и уплаты налогов.
Налоговые проверки
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Они могут быть камеральными и выездными.
Камеральная проверка проводится в офисе инспекции по отчетности налогоплательщика. Выездная проверка проводится непосредственно в офисе организации или у индивидуального предпринимателя.
В зависимости от глубины проверяется один конкретный налог или комплексно несколько налогов за определенный период. Срок проведения проверки ограничен законодательно.
По итогам проверки составляется акт, в котором отмечаются выявленные нарушения. Налогоплательщик имеет право представить письменные возражения по акту проверки.
Меры по укреплению налогового контроля
Для повышения эффективности налогового контроля в России реализуются следующие меры:
- Внедрение цифровых сервисов и онлайн-касс для автоматизации отчетности и контроля расчетов.
- Интеграция баз данных налоговых органов и федеральных ведомств для проверки контрагентов.
- Развитие института налогового мониторинга - сотрудничества с добросовестными налогоплательщиками.
- Повышение квалификации инспекторов, внедрение новых методов анализа рисков для отбора объектов проверок.
Благодаря этим мерам повышается прозрачность налоговой системы и снижаются издержки бизнеса на взаимодействие с контролирующими органами. Это способствует улучшению инвестиционного климата в России.
Проблемы в сфере налогового контроля
Несмотря на предпринимаемые меры, в сфере налогового контроля в России остается ряд нерешенных проблем.
Одной из ключевых проблем является недостаток кадров в налоговых органах. Участниками налогового контроля зачастую становятся недостаточно квалифицированные специалисты, не обладающие необходимыми знаниями в области налогообложения и бухучета.
Еще одна проблема - высокая нагрузка на инспекторов. Из-за большого объема работы они вынуждены проводить проверки формально, не уделяя должного внимания анализу рисков и выявлению серьезных нарушений.
Пути решения проблем в сфере налогового контроля
Для решения кадровых проблем необходимо:
- Повышать зарплату инспекторов, чтобы привлекать высококвалифицированные кадры.
- Расширять программы обучения и повышения квалификации инспекторов.
- Внедрять систему наставничества для передачи опыта от старших инспекторов молодым специалистам.
Для снижения нагрузки целесообразно:
- Увеличить штат инспекторов для распределения нагрузки.
- Делегировать рутинные проверочные процедуры младшему персоналу под контролем инспекторов.
- Расширять практику камеральных проверок и автоматизированного контроля отчетности.
Взаимодействие налоговых органов с другими ведомствами
Повышению эффективности налогового контроля будет способствовать усиление взаимодействия налоговых органов с другими государственными структурами.
В частности, целесообразно наладить тесные связи ФНС с органами внутренних дел, в том числе с подразделениями экономической полиции. Это позволит оперативно выявлять и пресекать налоговые преступления.
Также важно обеспечить доступ ФНС к базам данных других ведомств - Федеральной таможенной службы, Росреестра, Пенсионного фонда и др. Это расширит возможности налоговых органов по контролю достоверности отчетности.
Цифровизация налогового контроля
Перспективным направлением развития системы налогового контроля является его цифровизация с использованием современных информационных технологий.
Цифровизация позволит:
- Автоматизировать процессы сбора и анализа отчетности.
- Использовать технологии искусственного интеллекта для выявления рисков и отбора объектов проверок.
- Внедрить мобильные приложения для инспекторов для удаленной работы.
- Перевести взаимодействие с налогоплательщиками в цифровой формат.
Цифровизация налоговых органов потребует значительных инвестиций, но позволит качественно повысить эффективность их работы.
Развитие риск-ориентированного подхода
Для повышения результативности работы налоговых органов целесообразно развивать риск-ориентированный подход при отборе объектов для проведения контрольных мероприятий.
Это позволит участникам налогового контроля сосредоточить усилия на наиболее проблемных налогоплательщиках, где риски налоговых правонарушений наиболее высоки.
Для реализации риск-ориентированного подхода необходимо совершенствовать методики оценки налоговых рисков с использованием современных аналитических инструментов.
Повышение налоговой грамотности
Важным направлением является повышение уровня налоговой грамотности населения и бизнеса. Необходимо проводить разъяснительную работу о правах и обязанностях налогоплательщиков.
Это поможет повысить добровольное соблюдение налогового законодательства и сократить случаи налоговых правонарушений из-за незнания норм.
Автоматизация типовых операций
Для разгрузки инспекторов и повышения оперативности контрольной работы необходимо продолжать автоматизацию типовых операций, не требующих творческого подхода.
К таким операциям относятся массовая обработка отчетности, начисление пеней, направление уведомлений, формирование выписок из реестров и документов и др.
Пресечение коррупции
Важным направлением остается борьба с коррупцией в рядах налоговых органов. Необходим жесткий внутренний контроль за действиями инспекторов, особенно при проведении выездных проверок и взыскании задолженности.
Здесь может помочь тесное взаимодействие с подразделениями экономической полиции для выявления фактов злоупотребления и подкупа должностных лиц налоговых органов.
Повышение IT-безопасности
При цифровизации налогового контроля необходимо обеспечить надежную защиту информационных систем ФНС от кибератак и несанкционированного доступа.
Должны применяться современные средства обеспечения конфиденциальности, целостности данных и устойчивости информационных систем налоговых органов.
Это позволит предотвратить утечки данных и обеспечит бесперебойность цифровых сервисов ФНС.
Повышение прозрачности деятельности налоговых органов
Для формирования доверия со стороны налогоплательщиков важно повышать прозрачность и открытость деятельности налоговых органов.
Необходимо своевременно информировать о планах и результатах контрольных мероприятий, обеспечивать доступ к нормативно-правовой базе, разъяснять порядок обжалования решений инспекций.
Полезным будет издание ежегодных публичных отчетов о работе ФНС и ее территориальных подразделений, отражающих основные результаты, проблемы и планы развития.
Повышение открытости позволит налогоплательщикам лучше понимать мотивы и подходы налоговых органов, что будет способствовать конструктивному взаимодействию.
Совершенствование методов отбора объектов для проверок
Для повышения результативности контрольной работы необходимо совершенствовать методики отбора организаций и лиц для проведения камеральных и выездных проверок.
Целесообразно применять современные инструменты анализа больших данных, машинного обучения для оценки рисков и выявления признаков налоговых правонарушений в отчетности и других источниках.
Автоматизация рутинных проверочных процедур
Перспективным направлением является дальнейшая автоматизация стандартных рутинных процедур налогового контроля с применением цифровых технологий.
Это позволит разгрузить инспекторов от выполнения шаблонных операций и высвободить время для более сложной аналитической работы по выявлению нарушений.
Повышение уровня цифровизации отчетности
Необходимо продолжать работу по переводу налоговой отчетности в цифровой формат, расширению использования электронного документооборота.
Это упростит процесс сбора и обработки отчетных данных, позволит автоматизировать проверку отчетности в режиме реального времени.
Ужесточение санкций за налоговые преступления
Для противодействия теневой экономике и уклонению от налогов необходимо на законодательном уровне ужесточить санкции за налоговые преступления.
Это будет стимулировать добросовестное поведение налогоплательщиков и повышать сдерживающий эффект для недобросовестных участников рынка.
Повышение квалификации кадров
В условиях цифровизации налогового контроля особенно важно постоянно повышать квалификацию сотрудников налоговых органов, развивать их навыки работы с современными IT-системами и методами анализа данных.
Необходимы регулярные программы обучения, ротация кадров, стимулирование самообразования для поддержания высокого профессионального уровня инспекторов.
Разработка единых стандартов осуществления налогового контроля
Для повышения качества и унификации работы различных территориальных подразделений ФНС необходимо разработать и внедрить единые стандарты осуществления контрольных мероприятий.
Это позволит обеспечить одинаковый подход к планированию проверок, проведению анализа рисков, оформлению результатов на всей территории РФ.
Внедрение системы оценки эффективности инспекторов
Для стимулирования качественной работы инспекторов целесообразно внедрить систему KPI – оценки личной результативности и вклада каждого сотрудника.
Показатели эффективности могут учитывать количество и качество проведенных проверок, суммы доначислений, выявленные нарушения и др.
Усиление взаимодействия с правоохранительными органами
Для противодействия уклонению от уплаты налогов важно наладить более тесное взаимодействие налоговых органов с полицией, следственными органами, прокуратурой.
Это позволит оперативно пресекать незаконные схемы минимизации налогообложения, привлекать виновных к уголовной ответственности.
Просветительская работа с налогоплательщиками
Необходимо активизировать просветительскую работу, разъясняя гражданам и бизнесу их права и обязанности, преимущества добровольного соблюдения налогового законодательства.
Это будет способствовать повышению налоговой грамотности и лояльности, снижению числа непреднамеренных ошибок в налоговой сфере.
Стимулирование досудебного урегулирования споров
Целесообразно стимулировать досудебное урегулирование налоговых споров, что позволит сократить нагрузку на судебную систему.
Для этого можно законодательно закрепить механизмы медиации, расширить полномочия должностных лиц по амнистии незначительных правонарушений.