Неисправность промежуточного вала «Нивы» 21213: причины и способы устранения
Промежуточный вал - важная деталь в трансмиссии автомобиля, от работы которой зависит плавность хода и надежность привода колес. Особенно часто эта проблема встречается на отечественных моделях «Нива» 21213 выпуска после 2000 года.
Причин неисправности промежуточного вала может быть несколько. Рассмотрим основные из них.
Повышенный износ подшипников
Самая распространенная причина - износ подшипников карданных шарниров из-за отсутствия смазки. Это приводит к появлению люфта и стуку при трогании или на ходу. На поздних этапах подшипники могут разрушиться.
Для решения проблемы требуется замена подшипников на новые и обеспечение регулярной смазки.
Поломка или ослабление резиновых сайлентблоков
Сайлентблоки служат для гашения вибрации и предохранения от ударов. При их разрушении возникает стук при езде по неровностям.
Замена сайлентблоков - единственное решение. Использовать более прочные опоры не рекомендуется, так как это приведет к быстрому износу подшипников.
Деформация чехлов шарниров
Со временем в результате износа происходит деформация защитных чехлов шарниров. Это приводит к попаданию грязи и влаги, что ускоряет износ.
Необходима замена чехлов в сборе с шарнирами. Перед установкой шарниры нужно тщательно промыть и смазать свежей консистентной смазкой.
Нарушение регулировки промежуточного вала
При неправильной регулировке возникает перекос и несоосность валов, что вызывает повышенный износ и вибрацию. Причины - ослабление креплений, деформация кронштейнов и т.п.
Требуется проверить и отрегулировать соосность валов в соответствии с инструкцией по ремонту. При необходимости заменить деформированные детали.
Повышенный износ шлицевого соединения
В результате больших нагрузок и отсутствия смазки происходит износ шлицев и валов в месте их соединения. Это приводит к биениям, вибрации и проскальзыванию.
Решение - шлифовка валов и замена изношенных деталей. Обязательно обеспечить смазку шлицев специальной консистентной смазкой при сборке.
Как видно, причины неисправностей промежуточного вала «Нивы» 21213 в основном связаны с износом и отсутствием должного ухода. Своевременное обслуживание, смазка и замена расходных деталей по мере износа позволят продлить срок службы этого ответственного узла трансмиссии.
Типичные ошибки при ремонте промежуточного вала
При ремонте промежуточного вала «Нивы» 21213 в гаражных условиях часто допускаются ошибки, которые снижают ресурс отремонтированного узла.
Одна из распространенных ошибок - установка поддельных подшипников и сальников. Как правило, они имеют более низкое качество и быстро выходят из строя. Лучше использовать оригинальные запчасти или проверенных производителей.
Нередко в погоне за экономией вместо полной разборки ограничиваются заменой только изношенных деталей. Однако сохранение старых деформированных деталей быстро приведет к повторному ремонту.
При сборке также важно обеспечить правильную регулировку и соосность валов. Иначе быстро появится люфт и вибрация. Особое внимание регулировке надо уделить при установке промежуточного вала «Нивы» 21213 на шрусах вместо резиновых подушек.
Нельзя забывать и про смазку. Шлицевое соединение и подшипники должны иметь достаточно толстый слой консистентной смазки. Экономия на смазочных материалах приведет к ускоренному износу и разрушению узла.
Соблюдение перечисленных правил, использование качественных запчастей и тщательность сборки - залог долговечной работы отремонтированного промежуточного вала «Нивы» 21213.
Последствия отказа промежуточного вала
При появлении первых признаков неисправности промежуточного вала важно своевременно устранить проблему. Иначе постепенно будет нарастать износ других элементов трансмиссии и может произойти полный отказ.
При сильном люфте в подшипниках карданных шарниров начинается усиленный износ деталей карданных валов, их шлицевых соединений, подшипников ступиц колес. Появляются вибрации, передающиеся на кузов.
При поломке сайлентблоков усиливается износ шарниров, может нарушиться положение валов, приводящее к их задеванию за элементы подвески.
Повреждение чехлов ведет к быстрому выходу из строя шарниров. Попадание грязи в консистентную смазку заклинивает их и вызывает задиры поверхностей.
Проверка технического состояния
Чтобы вовремя обнаружить неисправность промежуточного вала, нужно периодически проверять его состояние:
- Осмотреть на отсутствие трещин и пробоин защитные чехлы шарниров.
- Проверить люфт в шарнирах - он не должен быть значительным.
- Убедиться в отсутствии стуков и посторонних шумов при работающем двигателе.
- Оценить величину радиального и осевого люфта в подшипниках.
При обнаружении отклонений от нормы необходимо провести диагностику и ремонт промежуточного вала или его замену.