Концепция современного естествознания. Логико-философский этюд
Сущность и задача естествознания. Природные миры
Концепция современного естествознания до настоящего времени не устоялась в науковедении. Весьма значительное количество авторов имеют свои концептуальные версии, которые, как правило, не согласованы между собой. Разногласия касаются не только структуры предмета, но и его истории.
По вопросу о сущности естествознания авторы сходятся в следующем.
Если науки, изучающие природу, объединить в систему, то такая система и будет естествознанием. При этом под природой понимается совокупность миров, которая достижима для любых форм человеческого опыта, т.е. Вселенная. Именно они (миры Вселенной) являются объектом изучения в естествознании.
С точки зрения масштабности миров их можно подразделить на 3 взаимосвязанных составляющих:
- природа микромира;
- природа макромира;
- природа мегамира.
Природа микромира представляет собой область, границы которой определены размерами атома. Это – мир явлений, которые меньше атома либо равны ему.
Природа макромира распространяется от размеров атома до измеримости земного шара. Это – мир явлений, которые больше атома, но меньше Земли либо равны ей.
Природа мегамира ограничивается размерами Земли – с меньшей стороны и размерами Вселенной – с большей.
Как известно, миры отражаются в сознании. Примечательно, что только в отражённом виде человек и может их наблюдать, поскольку у него нет иной рефлексивной (отражающей) способности, кроме способности сознания.
С точки зрения свойств отражения сосуществуют два типа миров:
- Объективная реальность (отражаемая). В ней господствует особая форма сознания – неискажённая. Эта форма («чистое сознание») не является свойством человека, её наличие можно только полагать.
Мир объективного как таковой не может быть отражён, поскольку, как замечено выше, человеку нечем его отражать. Однако при посредстве мышления объективное познаваемо и подлежит исследованию.
- Субъективная действительность (отражённая). Мир субъективного, напротив, является результатом отражения. Это – мир, искажённый вмешательством человеческого сознания.
Говоря о главной задаче естествознания, большинство авторов соглашаются с тем, что оно изучает объективные законы природы.
Описание, понимание, объяснение в естествознании
Свойства предметов и явлений количественно не ограничены. При каждом новом исследовании природы всегда есть шанс открыть явление и предмет в новом ракурсе, с новыми особенностями. Вещь имеет бесконечное число свойств.
Лишь определённая, ограниченная точность возможна при количественной характеристике того или иного свойства.
Даже один предмет или одно явление не позволяют сделать учёт всех их свойств. Невозможно также исследовать природу одного свойства с требованием нулевой погрешности, т.е. бесконечной точности.
Полное знание ни об одном предмете или явлении невозможно. Возможен лишь учёт некоторой части в совокупном знании об их свойствах, и при этом будет допущена вполне определённая погрешность.
Снабжение явления адекватным математическим описанием не означает, что это явление стало понятным. В действительности объяснение явления означает объяснение его природы, причин, обусловивших существование этого явления и диктующих его данное, а не иное поведение.
Объяснить вещь таким образом означает выявить:
- механизм и внутреннюю сущность вещи;
- причины того, что каждая её часть движется;
- механизм того, как эти части взаимодействуют;
- картину того, как это движение взаимодействует с другими явлениями и материальными образованиями.
Практически каждая концепция современного естествознания опирается на то, что вещи познаваемы, когда их внутренняя сущность вскрывается.
Этапы развития естествознания
Производительные силы в эпохи древнего мира и средневековья развивались без опоры на научное знание, тогда ещё элементарное и зачаточное. Во всяком случае, начала древнего знания никоим образом не составляли необходимого условия для развития производительных сил. Основами преобразования и покорения природы были религиозные представления, а также практические знания и эмпирические навыки.
Этот период развития знаний о природе нёс в себе некоторое (сравнительно небольшое) количество ранних открытий, которые в будущем частично легли в основание наук. Однако технология и техника развивались почти без пересечения с этими открытиями, достаточно медленно с точки зрения прогресса.
В производственных процессах как физические, так и умственные трудовые усилия совершали сами производители. Их знаний хватало, чтобы самостоятельно вести выбранное ими производство.
Этот этап в истории отражения природы сознанием следует назвать донаучным. Важно отметить, что, с точки зрения периодизации, само употребление термина «естествознание» по отношению к этой эпохе условно.
В начале следующего этапа – этапа научных знаний – глубоко в их основание легла философия. Об этом упоминает практически каждая концепция современного естествознания.
Вместе с накоплением опыта и эмпирических навыков появилась потребность в их переработке, систематизации и обобщении.
Превращение практических знаний в начала наук привело к становлению элементов научного знания: сначала физического, астрономического, биологического, геологического, позднее - географического, механического и др.
Если бы на основе данной статьи была построена наиболее общая концепция современного естествознания, то в ней бы утверждалось, что оно отсчитывает свой век от 1948 года, когда Норберт Винер создал кибернетику. Согласно этой науке, живая природа и общество управляются по строго определённым законам. Открытие Винера имело колоссальное значение для всей научной парадигмы 20 и 21 века, а кибернетика получила неформальный титул «науки наук».
С конца 90-х годов 20 в. преемницей кибернетики стала информатика, которая, в свою очередь, вплоть до наших дней считается «наукой наук».
Современное естествознание, которое раньше или позже обретёт единую концепцию, для своего создания потребует непрерывного учёта перемен в научных картинах мира. В ней самой необходимо будет предусмотреть механизм её обновления.