Учение о ценностях: философские основы и современные подходы
Ценности играют важную роль в нашей повседневной жизни. Но что представляет собой феномен ценностей с точки зрения философии? Давайте разберемся.
История возникновения понятия "ценность"
Впервые вопрос о ценностях был поднят в философии Сократа. Он сформулировал его в виде вопроса о том, что есть благо, тем самым поставив проблему ценностей в центр своего философствования.
В античности и Средневековье не проводилось четкого разделения между понятиями истины и ценности. Например, в философии Платона идея понималась одновременно как истина и как ценность-идеал.
Термин "аксиология" впервые использовал философ П. Лапи в 1902 году, а в 1909 году его развил Э. Гартман.
Активный интерес к ценностям в философии возник в XX веке в связи с осознанием уникального положения человека в мире и его выделенности по сравнению с другими живыми существами.
Основные подходы к определению ценностей
Существует несколько основных подходов к определению природы ценностей в философии:
- Ценности как удовлетворение человеческих потребностей. Этот подход связан с именами философов Перри, Дьюи, Мейнонга.
- Ценности как особое идеальное бытие, не зависящее от материального мира и человеческого сознания. Такой подход развивался в Баденской школе неокантианства.
- Ценности как интерпретационный конструкт, выражающий предпочтения субъекта. Эта трактовка характерна для современной философии, например, феноменологии.
"Аксиология это учение о ценностях как интерпретационных конструктах сознания", - писал немецкий философ Ганс Ленк.
Существуют и другие подходы к пониманию ценностей - культурно-исторический, социологический и др.
Классификация ценностей
Ценности можно классифицировать по разным основаниям:
- По отношению к потребностям человека:
- Материальные ценности (еда, жилье, техника и т.д.) Духовные ценности (знания, творчество, любовь и т.д.)
- По характеру реализации:
- Инструментальные ценности - средства достижения цели Терминальные ценности - конечные цели
- По масштабу:
- Общечеловеческие ценности Социально-исторические ценности конкретных обществ
Также ценности различают по степени обобщенности, устойчивости,положительному или отрицательному характеру и др.
Свойства ценностей
Ценности обладают рядом важных свойств:
- Объективность vs субъективность. Одни философы считают ценности объективными (не зависящими от человека), другие - субъективными (зависящими от оценки субъекта).
- Относительность. Ценности разных людей могут не совпадать.
- Иерархичность. Ценности выстраиваются в системы по степени важности. Например, свобода может цениться выше, чем безопасность.
- Устойчивость во времени. Некоторые ценности сохраняются на протяжении веков.
Ценности и культура
Ценности тесно связаны с культурой общества:
- Они выступают основой культуры, задавая нормы и стандарты поведения в обществе.
- Ценности воплощаются в конкретных культурных образцах и нормах. Например, ценность справедливости - в законах.
- Под влиянием исторических событий ценности в культуре могут меняться. К примеру, ценность равенства прав полов появилась относительно недавно.
В культурологии аксиологический подход позволяет анализировать различные аспекты культуры через призму ценностей - искусство, религию, политику и т.д.
Формирование ценностей
Ценности формируются:
- Путем усвоения ценностей культурной традиции. Например, уважение к старшим.
- В процессе индивидуальной выработки собственной иерархии ценностей на основе опыта, размышлений, диалога.
- Под влиянием эмоций. Сильные переживания могут изменить шкалу ценностей человека.
- Благодаря волевым усилиям по следованию определенным идеалам, вере.
Измерение и согласование ценностей
Хотя ценности и субъективны, их можно измерять различными способами:
- С помощью шкал и балльных оценок.
- Анализом языковых конструкций, выражающих оценку.
- Исследованием реального поведения людей.
Проблема согласования индивидуальных ценностей в обществе является важной социальной задачей. Ее можно решать путем диалога, достижения компромисса, воспитания терпимости к инакомыслию.
Ценности и идеалы
Ценности тесно связаны с идеалами - представлениями о совершенстве:
- Идеалы задают высшие цели в жизни общества и отдельного человека.
- Идеал - это предельная цель стремлений, высшая ценность.
- Современный гуманизм ориентируется на такие ценности-идеалы, как свобода, справедливость, ненасилие.
- Однако чрезмерный утопизм в построении идеалов чреват опасностями, о чем свидетельствует исторический опыт.
Таким образом, на вопрос "Что изучает аксиология", можно ответить так: она изучает природу ценностей, их место в структуре мироздания и роль в жизни общества и человека.
Различные концепции ценностей
В истории философии сложилось множество концепций, по-разному трактующих природу и роль ценностей в жизни общества и человека.
Учение о ценностях не столь однозначно, как это может показаться на первый взгляд. В разных философских школах оно обладает своей спецификой.
- В марксистской философии ценности рассматриваются как порождение общественного бытия и материальных условий жизни.
- Экзистенциализм утверждает, что человек сам творит ценности в процессе своего существования.
- Религиозная философия возводит ценности к божественному откровению.
Кроме того, учение о ценностях неоднородно и в рамках одной философской школы, например, у разных представителей прагматизма.
Динамика ценностей
Важной особенностью ценностей является их изменчивость во времени.
Учение подчеркивает, что системы ценностей не являются раз и навсегда заданными, а эволюционируют под влиянием культурно-исторических факторов.
- Так, в эпоху Средневековья господствовали религиозные ценности, которые утратили приоритет в Новое время.
- Развитие демократии привело к росту значимости ценностей равенства и свободы.
Поэтому можно сделать вывод, что динамика ценностей неразрывно связана с социальными изменениями.
Ценностный подход в социальных науках
Учение о ценностях активно используется в современных социальных науках:
- В социологии изучают ценностные ориентации различных социальных групп.
- Психология исследует формирование ценностей в онтогенезе.
- Педагогика разрабатывает методы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
Учение дает возможность глубже анализировать мотивы и регуляции человеческого поведения.
Ценности и выбор
Важнейшей функцией ценностей является их роль в осуществлении выбора.
Учение подчеркивает, что ценности задают ориентиры при принятии решений в ситуации неопределенности.
- Нравственный выбор определяется иерархией моральных ценностей личности.
- Политические предпочтения формируются на основе ценностей идеологий.
Ценности позволяют человеку осуществлять осмысленный и ответственный выбор.