Б Ф Скиннер: биография психолога-бихевиориста
Беррес Фредерик Скиннер оказал огромное влияние на развитие психологии как науки в XX веке. Он сформулировал основы теории оперантного научения, которая актуальна и сегодня. В этой статье мы подробно разберем биографию ученого, рассмотрим ключевые события его жизни, научную деятельность и вклад в психологию.
Детство и юность Б.Ф. Скиннера
Беррес Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в небольшом городке Саскуэханна, штат Пенсильвания. Его отец был адвокатом, а мать - домохозяйкой. В семье был еще младший брат, который умер в 16 лет от церебральной аневризмы.
С детства Скиннер любил игры на свежем воздухе, не увлекался спортом. Он рос в религиозной семье, но так и остался атеистом. В 1926 году Скиннер окончил колледж Гамильтона по специальности "Английская литература". Еще со студенческих лет он мечтал стать писателем, писал рассказы и статьи в университетскую газету.
После колледжа Скиннер вел богемный образ жизни, много путешествовал. Однако со временем понял, что писательство не приносит желаемого успеха. Его всегда интересовало поведение людей и животных, поэтому он решил поступить в аспирантуру по психологии в Гарвардский университет.
Учеба в Гарварде и первые исследования
В Гарварде в то время преобладала интроспекция, а Скиннер увлекся бихевиоризмом. В 1930 году он получил степень магистра, а в 1931 году - доктора наук. До 1936 года Скиннер продолжал работать в университете и проводить исследования.
Именно тогда Скиннер изобрел "ящик Скиннера" - прозрачную коробку со специальной педалью внутри. Он помещал туда крыс и наблюдал, как животные случайно нажимали на педаль, получая в награду пищу. Так родилась теория оперантного научения.
Поведение можно изучить, предсказать и контролировать, управляя внешней средой, - писал Скиннер.
Он провел множество опытов на крысах и голубях, сформулировав основной "закон оперантного обусловливания". Скиннер доказал, что поведение, за которым следует поощрение, имеет тенденцию повторяться.
Работа в университете Миннесоты
В 1936 году Скиннер переехал в Миннесоту, где стал преподавать в местном университете. Здесь он познакомился со своей будущей женой Ивонной Блю. Вскоре у них родилась первая дочь.
В ожидании второго ребенка Скиннер изобрел специальную детскую кроватку из оргстекла и металла. Он хотел обезопасить дочь от неблагоприятных условий сурового климата. Однако пресса подвергла эту идею резкой критике, сравнив кроватку с "ящиком Скиннера". Коммерческого успеха изобретение не имело.
Тем не менее, дочь Скиннера, проведя в "плексигласовой кроватке" первые годы жизни, выросла абсолютно здоровым и счастливым ребенком. Этот факт опроверг обвинения критиков.
Военные годы и послевоенный период
Во время Второй мировой войны Скиннер пытался применить принципы оперантного обучения в военных целях. Он работал над тем, чтобы научить голубей ориентироваться в пространстве и направлять самолеты к целям.
Хотя этот проект не был доведен до конца, Скиннеру удалось обучить голубей играть в настольный теннис. Эксперимент показал, что методы оперантного обучения применимы не только к простым рефлексам, но и к сложным последовательностям действий.
Возвращение в Гарвард
В 1945 году Скиннер вернулся в Гарвард на должность профессора психологии. В 1938 году он опубликовал свою первую фундаментальную книгу "Поведение организмов", в которой обобщил результаты многолетних исследований.
Эта работа сразу принесла Скиннеру известность в научном сообществе. Его стали сравнивать с Иваном Павловым как основоположника нового направления в психологии - бихевиоризма.
Признание заслуг
В послевоенные годы Скиннер продолжал активно экспериментировать и публиковать научные труды. Его книги разлетались миллионными тиражами, а сам он получил множество наград и званий.
В 1958 году Американская психологическая ассоциация вручила Скиннеру премию "За выдающийся вклад в развитие науки". В 1990 году, незадолго до смерти, его заслуги были отмечены высшей наградой этой организации.
Педагогические идеи
У Скиннера было две дочери, и он много размышлял о применении своих открытий в воспитании детей. В 1968 году Скиннер опубликовал книгу "Технология обучения", в которой изложил свои педагогические взгляды.
Он считал, что процесс обучения нужно выстраивать на основе поощрений правильного поведения, а не наказаний за ошибки. Эти идеи до сих пор имеют большое практическое значение.
Роман "Второй Уолден"
Помимо научных трудов, Скиннер написал антиутопический роман "Второй Уолден". В нем он описал вымышленное общество, устроенное на принципах радикального бихевиоризма.
Хотя среди коллег Скиннера роман вызвал неоднозначную реакцию, он оказал большое влияние на массовую культуру. На основе идей "Второго Уолдена" даже было создано реальное поселение.
Критика теории Скиннера
Несмотря на признание заслуг, теория оперантного научения Скиннера подвергалась и критике. Ему указывали на чрезмерную ограниченность экспериментов рамками лаборатории и использование в них только животных.
Критики считали, что Скиннер недооценивал роль мозга и генетики в формировании поведения. Также его обвиняли в стремлении к тотальному контролю над сознанием в духе антиутопий.
Дискуссии о свободе воли
Особенно острые споры разгорелись после выхода книги Скиннера "По ту сторону свободы и достоинства". Критики увидели в ней посягательство на свободу личности.
Сам Скиннер считал, что свобода воли - иллюзия, а человеческое поведение полностью детерминировано. Эти идеи вызвали обвинения в манипуляциях и дискредитации гуманистических ценностей.
Наследие Скиннера
Несмотря на споры, теория Скиннера не потеряла актуальности и в XXI веке. Его идеи и методы широко используются в прикладной психологии - при лечении фобий, коррекции поведения, в педагогике.
Скиннер считается одним из самых влиятельных психологов в истории наряду с Фрейдом и Пиаже. Его новаторские эксперименты и теории навсегда изменили представления о человеческом поведении.
Интересные факты
Скиннер был изобретателем не только в науке, но и в быту. Он сконструировал специальное кресло-качалку, которое позволяло ему работать и отдыхать не вставая с места.
Ученый был радикальным атеистом и на вопрос о вере в Бога перед смертью ответил: "Я не верю в Бога, поэтому не боюсь умереть".
Скиннер любил писать художественную прозу и даже пытался стать писателем в молодости. Его антиутопический роман "Второй Уолден" приобрел культовый статус.
Оценки современников
При жизни Скиннер вызывал неоднозначную реакцию в научном сообществе. Одни коллеги видели в нем гения и новатора психологии. Другие считали его взгляды слишком радикальными и опасными.
Знаменитый психолог Карл Роджерс отмечал огромное влияние Скиннера на развитие бихевиоризма. В то же время он критиковал пренебрежение Скиннера к эмоциональным аспектам личности.
Психиатр Франц Александер видел в идеях Скиннера угрозу дегуманизации человека и превращения его в "запрограммированного робота".
Память о Скиннере
После смерти Скиннера в 1990 году его вклад в психологию был еще выше оценен научным сообществом. В 2002 году он был назван вторым после Фрейда самым влиятельным психологом XX века.
В честь ученого названы кафедры психологии в нескольких университетах США. Ежегодно проводятся научные конференции имени Скиннера, на которых обсуждается актуальность его идей.
Труды Скиннера до сих пор изучаются и цитируются психологами всего мира. Он остается классиком бихевиоризма и одним из самых цитируемых ученых в истории психологии.
Вклад Скиннера сегодня
Идеи Скиннера продолжают находить применение в современной психологии и педагогике. Его методы используются для коррекции и формирования поведения, в частности при лечении фобий и зависимостей.
Принцип поощрения правильных действий, сформулированный Скиннером, лежит в основе многих обучающих техник. Он помогает добиться нужного поведения без наказаний.
Теория оперантного обусловливания до сих пор служит методологической базой для изучения поведения человека и животных в психологии.
Значение Скиннера
Беррес Скиннер по праву считается одним из самых выдающихся психологов XX века. Его пионерские эксперименты и теоретические труды навсегда изменили представления о человеческом поведении.
Разработанная Скиннером концепция оперантного научения легла в основу всего бихевиоризма. Она сохраняет актуальность и в наши дни, вдохновляя новые поколения ученых.
Скиннер остается эталоном новаторского мышления и смелости в проведении психологических исследований. Его наследие еще долго будет определять развитие этой науки.