Интериоризация в психологии: коротко о главном

Интериоризация - фундаментальный процесс в психологии развития. Понимание его механизмов поможет родителям в воспитании детей, а взрослым - в саморазвитии. Давайте разберемся, что известно об интериоризации сегодня.

Определение интериоризации

Интериоризация (от фр. intériorisation — переход извне внутрь) — это процесс перехода внешней деятельности во внутренний план сознания. Благодаря интериоризации внешние действия превращаются во внутренние умственные процессы.

Впервые этот термин использовался в работах французских социологов, таких как Эмиль Дюркгейм. Они рассматривали интериоризацию как элемент социализации личности, переход социального опыта в индивидуальное сознание.

В психологию понятие интериоризации ввели Жан Пиаже и Лев Выготский. По Выготскому, любая психическая функция сначала формируется как внешняя социальная деятельность между людьми, а затем интериоризируется, становясь внутренним процессом.

Например, ребенок сначала копирует речь взрослых, а потом начинает говорить сам. Или сначала решает задачи по образцу, а потом уже может решать их в уме, без внешних опор.

Значение интериоризации в психологии

Интериоризация играет важную роль в становлении психики человека. По Выготскому, именно благодаря интериоризации внешние культурные процессы превращаются во внутренние психологические функции.

Например, общение ребенка с близкими интериоризируется во внутренний диалог и способность мыслить словами. Или внешняя речь превращается во внутреннюю.

Также интериоризация тесно связана с социализацией личности. Через подражание, повторение и присвоение социального опыта ребенок интериоризирует нормы, ценности и модели поведения своего общества.

Например, наблюдая за родителями, он усваивает правила вежливости и этикета. А читая книги, интериоризирует моральные и эстетические нормы общества.

Особую роль в интериоризации играет речь. Слова помогают выделить суть вещей и способы оперирования информацией. Усвоение речи = усвоение опыта.

Этапы интериоризации

Процесс интериоризации проходит несколько этапов.

По Выготскому, интериоризация навыка включает 3 этапа:

  1. Действие выполняется ребенком только вместе со взрослым
  2. Рядом со взрослым, который подсказывает
  3. Ребенок выполняет действие самостоятельно

Гальперин детализировал этапы интериоризации умственного действия:

  1. Мотивация
  2. Ориентировка в задаче
  3. Материальное или материализованное действие
  4. Внешняя речь про себя
  5. Внутренняя речь
  6. Умственное действие

Например, обучая ребенка чтению, сначала взрослый читает вслух, потом ребенок повторяет за ним, затем читает сам, шепотом, про себя и наконец читает молча, в уме, понимая смысл.

Для ускорения интериоризации важно:

  • Поэтапное разъяснение и показ действия
  • Тренировка с постепенным уменьшением помощи
  • Поощрение самостоятельности

Так происходит плавный переход действия во внутренний план.

Механизмы интериоризации

Как именно происходит интериоризация?

Основные механизмы:

  • Подражание
  • Повторение
  • Речевое опосредование
  • Решение проблем

Через подражание взрослым дети перенимают образцы действий, речи, ценностей. Например, копируя мамину заботу о близких, ребенок усваивает нормы милосердия.

Повторяя действия многократно, ребенок постепенно интериоризирует их, и они становятся внутренними умениями. Так происходит, когда ребенок сначала повторяет за взрослым текст песни, а потом может петь ее сам.

Опосредуя действия речью, например комментируя вслух свои действия или читая инструкцию, ребенок быстрее интериоризирует навык.

А решая проблемы, ребенок учится применять знания, что ведет к их глубокой интериоризации. Например, самостоятельно решив сложную задачу, ребенок надолго запоминает использованный метод.

Таким образом, разные механизмы в совокупности обеспечивают интериоризацию знаний и навыков.

Интериоризация ценностей и норм

Через подражание, повторение, речь ребенок интериоризирует не только знания и умения, но и ценности, нормы поведения, роли.

Наблюдая за поведением взрослых, дети усваивают нормы морали своего общества. Например, ценность честности, важность извиниться, если провинился.

Также из книг, фильмов и другого контента ребенок черпает представления о том, как должны вести себя мальчики и девочки, мужчины и женщины. К сожалению, нередко усваиваются ограничивающие гендерные стереотипы.

Опасность представляет интериоризация деструктивных норм из неблагополучного окружения или СМИ. Например, культа насилия.

Важно помочь ребенку интериоризировать позитивные ценности: доброту, терпение, уважение к людям. А также критически относиться к поступающей информации, отличая полезное от вредного.

Интериоризация в обучении

Интериоризация играет важную роль в образовательном процессе. Цель обучения - не только сообщить знания, но и обеспечить их усвоение, то есть интериоризацию.

Методы обучения должны способствовать интериоризации. Эффективны такие приемы, как:

  • Объяснение материала от простого к сложному
  • Использование наглядности и примеров из жизни
  • Поэтапная тренировка с постепенным убыванием помощи
  • Побуждение учеников к самостоятельному применению знаний

Особенно полезен проблемный подход в обучении, когда знания не даются в готовом виде, а ученики открывают их сами в процессе решения проблем. Это способствует глубокой интериоризации знаний.

Учителям важно развивать механизмы интериоризации у учащихся. Это позволит им не только усвоить материал, но и научиться самостоятельно добывать знания.

Применение интериоризации в психологии

Понимание механизмов интериоризации важно использовать в психологической практике.

Психологи могут целенаправленно формировать нужные качества и модели поведения у клиентов с помощью техник, способствующих интериоризации:

  • Повторение правильных установок
  • Моделирование желаемого поведения
  • Ролевые игры
  • Поэтапное усложнение заданий

Также важно помочь клиентам осознать и переосмыслить неправильно интериоризированные в детстве модели, например деструктивные установки.

Интериоризация психологии

Интериоризация лежит в основе формирования личности. Все приобретаемые человеком психологические качества, знания, навыки сначала усваиваются из внешнего мира, а затем интериоризируются, становясь частью внутреннего мира.

Благодаря интериоризации ребенок вырабатывает самосознание, совесть, моральные принципы, коммуникативные навыки и другие важные психологические структуры.

Таким образом, изучение интериоризации - ключ к пониманию развития личности в норме и патологии.

Проблемы интериоризации

В процессе интериоризации могут возникать проблемы.

Например, неполная интериоризация, когда знания усваиваются лишь частично, без глубокого понимания. В результате человек может воспроизводить информацию, но не умеет применять ее в новых условиях.

Возможна также искаженная интериоризация, когда усваивается неправильное представление о чем-либо. Это опасно интериоризацией ложных или деструктивных установок.

Если ребенок интериоризирует патологические модели из неблагополучного окружения, это может привести к нарушениям развития личности.

Чтобы предотвратить проблемы, важно следить за полнотой и правильностью усваиваемых ребенком знаний и ценностей. И при необходимости оказывать психологическую помощь.

Комментарии