Двигатели с вертикальным валом для газонокосилок: все особенности и выбор
Двигатели с вертикальным валом - неотъемлемая часть современной газонокосилки. Они обеспечивают ей мобильность и автономность. Какие особенности нужно учитывать при выборе двигателя для газонокосилки? В этой статье мы подробно разберем конструктивные особенности, достоинства и недостатки двигателей с вертикальным валом для газонокосилок.
Классификация двигателей с вертикальным валом для газонокосилок
Двигатели с вертикальным валом для газонокосилок классифицируются по нескольким основным признакам:
- По типу рабочего цикла: Двухтактные Четырехтактные
- По числу цилиндров: Одноцилиндровые Многоцилиндровые
- По типу системы охлаждения: С воздушным охлаждением С водяным охлаждением
- По типу применяемого топлива: Бензиновые Дизельные
Двухтактные и четырехтактные двигатели
В двухтактном двигателе рабочий цикл происходит за один оборот коленвала, а в четырехтактном - за два.
Достоинства двухтактных двигателей:
- Более высокая удельная мощность.
- Меньшие габариты и вес при одинаковой мощности.
- Более простая конструкция.
Недостатки двухтактных двигателей:
- Высокий расход топлива.
- Повышенное содержание вредных веществ в выхлопе.
- Неравномерная подача масла для смазки деталей.
Достоинства четырехтактных двигателей:
- Низкий расход топлива.
- Плавная и равномерная работа.
- Высокий ресурс работы.
Недостатки четырехтактных двигателей:
- Большие габариты и вес.
- Более сложная конструкция.
- Требуется более качественное масло.
Для газонокосилок чаще всего используются четырехтактные двигатели, так как они обеспечивают оптимальное соотношение мощности, экономичности и надежности.
Одно- и многоцилиндровые двигатели
Одноцилиндровые двигатели имеют только один цилиндр, в котором перемещается поршень. Многоцилиндровые двигатели имеют два и более цилиндра.
Преимущества одноцилиндровых двигателей:
- Простота устройства.
- Небольшие габариты и вес.
- Низкая стоимость.
Недостатки одноцилиндровых двигателей:
- Повышенная вибрация.
- Неравномерность вращения коленчатого вала.
- Ограниченная максимальная мощность.
Преимущества многоцилиндровых двигателей:
- Плавность работы и отсутствие вибраций.
- Возможность получения большой мощности.
- Высокие показатели надежности.
Недостатки многоцилиндровых двигателей:
- Более сложная конструкция.
- Увеличенные габариты и вес.
- Повышенная стоимость.
Для небольших газонокосилок чаще применяют одноцилиндровые двигатели, а для профессиональных и тяжелых моделей - двух- или четырехцилиндровые.
Двигатели с разными системами охлаждения
По типу системы охлаждения двигатели делятся на:
- С воздушным охлаждением - теплоотвод осуществляется через оребрение цилиндра и крыльчатку вентилятора.
- С водяным охлаждением - используется замкнутая система с жидкостным охлаждением через радиатор.
Для газонокосилок обычно используют двигатели с воздушным охлаждением, так как они проще по конструкции и не требуют дополнительной системы охлаждения. Водяное охлаждение применяется на более мощных профессиональных моделях.
Бензиновые и дизельные двигатели
По типу применяемого топлива двигатели делятся на:
- Бензиновые - работают на бензине с октановым числом не ниже 92.
- Дизельные - работают на дизельном топливе.
Бензиновые двигатели имеют следующие преимущества:
- Меньший вес и габариты.
- Более простая система питания.
- Более дешевое топливо.
- Легкий запуск даже в холодную погоду.
К недостаткам бензиновых двигателей можно отнести:
- Меньший ресурс работы.
- Высокое содержание вредных веществ в выхлопе.
Дизельные двигатели обладают следующими положительными качествами:
- Высокий крутящий момент.
- Низкий расход топлива.
- Длительный срок службы.
К минусам дизельных двигателей относятся:
- Большие габариты и вес.
- Сложная система впрыска топлива.
- Трудности запуска в холодную погоду.
Подавляющее большинство газонокосилок оснащается бензиновыми двигателями, так как они обеспечивают оптимальное соотношение габаритов, веса, стоимости и мощностных характеристик.
Объем и мощность двигателя
Объем двигателя определяет пределы его мощности. Для газонокосилок рекомендуются следующие объемы и соответствующие им мощностные показатели:
Объем двигателя, см3 | Рекомендуемая мощность, л.с. |
25-50 | 1-1,5 |
50-100 | 1,5-3 |
100-150 | 3-4 |
150-200 | 4-6 |
200-300 | 6-8 |
Таким образом, для небольших газонокосилок достаточно двигателя объемом 25-100 см3 и мощностью 1-3 л.с. Для профессиональных и тяжелых моделей требуется двигатель объемом 150-300 см3 и мощностью 4-8 л.с.
Конструктивные особенности двигателей с вертикальным валом
Рассмотрим основные конструктивные особенности двигателей с вертикальным расположением вала, влияющие на их эксплуатационные характеристики.
Расположение коленчатого вала
В двигателях с вертикальным валом коленчатый вал расположен вертикально. Это позволяет сделать двигатель более компактным по высоте и удобным для размещения на газонокосилке.
Существуют два основных варианта вертикального расположения коленвала:
- С нижним расположением коленвала - наиболее распространенный вариант.
- С верхним расположением коленвала - используется на некоторых моделях газонокосилок.
Верхнее расположение коленвала позволяет уменьшить общую высоту двигателя, но усложняет систему смазки.
Система смазки
В двигателях газонокосилок применяются два основных типа систем смазки:
- Разбрызгиванием - масло под давлением подается на трущиеся детали.
- Комбинированная - часть деталей смазывается разбрызгиванием, часть - окунанием.
Система смазки разбрызгиванием обеспечивает лучшую подачу масла, но требует качественных сортов масел. Комбинированная система менее требовательна к маслам, но менее эффективна.
Система способу смесеобразования двигатели делятся на карбюраторные и инжекторные.
Карбюраторные двигатели используют карбюратор для смешивания воздуха и топлива. Они просты в устройстве и обслуживании, но менее экономичны.
Инжекторные двигатели оснащены системой впрыска топлива. Они сложнее по конструкции, но обеспечивают более точную подачу топлива и лучшую экономичность.
Для небольших и недорогих газонокосилок обычно используются карбюраторные двигатели. Для профессиональных моделей применяют инжекторные двигатели.
Система зажигания
По типу системы зажигания двигатели делятся на:
- Контактные - используют контактный прерыватель в системе зажигания.
- Бесконтактные - применяется электронная система зажигания без механических контактов.
Контактная система зажигания проста и надежна, но требует периодического обслуживания. Бесконтактная система сложнее, дороже, но не нуждается в обслуживании.
Для газонокосилок чаще используется простая и надежная контактная система зажигания.
Система запуска
По типу системы запуска двигатели делятся на:
- С ручным стартером - запуск осуществляется ручным рывком за шнур.
- С электростартером - запуск происходит при повороте ключа зажигания.
Ручной стартер прост и надежен, не требует источника электроэнергии. Электростартер облегчает запуск, но усложняет конструкцию и повышает стоимость.
Для газонокосилок малой мощности обычно используется ручной стартер. На мощных профессиональных моделях применяется электростартер.