Трагическая гибель поэта: как умер Лермонтов на дуэли
Конфликт и обстоятельства дуэли Лермонтова и Мартынова до сих пор остаются загадкой для историков. В статье мы разберемся, почему произошла ссора поэта со своим старым приятелем, как готовилась дуэль и что на ней произошло.
Краткая биография Лермонтова накануне дуэли
К 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов уже успел прославиться как талантливый поэт и писатель. Ему было всего 26 лет, но за плечами были такие шедевры, как "Демон", "Мцыри", "Герой нашего времени". Лермонтов родился в Москве в 1814 году в дворянской семье. Его отец погиб на дуэли, когда мальчику было всего три года. Михаил воспитывался бабушкой в имении Тарханы под Пензой. Учился в привилегированном пансионе, потом в Московском университете, откуда был исключен за дерзкие стихи. В 1832 году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, где познакомился с будущим своим убийцей Николаем Мартыновым.
После окончания школы служил в лейб-гвардии. Участвовал в Кавказских походах. За стихотворение "Смерть поэта", посвященное гибели Пушкина, был сослан на Кавказ. Там написал "Героя нашего времени". В 1840 году вернулся в Петербург, выпустил отдельной книгой сборник стихотворений. Планировал выйти в отставку и целиком посвятить себя литературной деятельности. Однако по настоянию бабушки отправился обратно на Кавказ продолжать военную карьеру.
Знакомство Лермонтова с Мартыновым в юности
Николай Соломонович Мартынов был сверстником Лермонтова. Они вместе учились в Петербурге в школе гвардейских подпрапорщиков и поддерживали дружеские отношения. Лермонтов бывал в гостях в доме Мартыновых в Москве, пытался ухаживать за сестрой Николая, но получил отказ.
После окончания школы Мартынов также служил на Кавказе, дослужился до майора, но в отставку вышел рано. Лермонтов в шутку прозвал его "Мартышкой" и часто высмеивал его увлечение кавказской экзотикой - национальной одеждой, обычаями, оружием.
Мартынов, мечтавший когда-то о чинах и наградах, был в отставке в звании майора, не имел серьезных наград и «сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, в нахлобученной белой папахе, мрачный и молчаливый».
Особенно Лермонтов издевался над его привычкой постоянно носить кинжал. Эти насмешки явно не нравились Мартынову, но он старался их игнорировать.
Причины конфликта и оскорблений со стороны Лермонтова
В 1841 году Лермонтов и Мартынов вновь встретились на Кавказе в Пятигорске. К этому времени отношения между ними испортились. Лермонтов, который славился дерзким нравом и едкими шутками, стал откровенно издеваться над Мартыновым.
Причиной конфликта могло стать разочарование Мартынова в карьере и обиды на более успешного сослуживца. А Лермонтову, видимо, льстило чувство превосходства над бывшим товарищем.
Лермонтов не упускал случая съязвить по поводу любимого кинжала Мартынова. Он постоянно делал намеки при дамах, что это смешно и неуместно.
На танцах в доме генерала Верзилина Лермонтов вновь упомянул злосчастный кинжал, который оставался на Мартынове даже во время танцев. На замечание девушки поэт лишь улыбался в ответ. Слово "кинжал" отчетливо раздалось в устах Лермонтова.
Такие выходки не могли не задеть самолюбие Мартынова. Он неоднократно просил прекратить издевки, но Лермонтов лишь отшучивался.
В итоге терпение Мартынова лопнуло, и он решил потребовать удовлетворения чести на дуэли. Хотя поединки были запрещены законом, в военной среде они считались допустимым способом решения конфликтов.
Вызов Мартынова на дуэль и подготовка к поединку
27 июля 1841 года Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль через своего секунданта. Поэт принял вызов. Секундантами согласились стать друзья обоих - Глебов со стороны Мартынова и Глеб Васильчиков со стороны Лермонтова.
Было решено встретиться вечером того же дня у подножия горы Машук неподалеку от Пятигорска. Оружием выбрали пистолеты. Условия поединка оговорили стандартные - стрелять после команды секунданта с расстояния 20 шагов.
Интересно, что ни Мартынов, ни Лермонтов не воспринимали предстоящую дуэль слишком серьезно. Они явились на место без секундантов, только в сопровождении слуг.
Лермонтов был настроен весьма оптимистично, шутил перед поединком. Видимо, он все еще недооценивал обиду Мартынова и не думал, что тот станет стрелять на поражение.
Так легкомысленно Лермонтов подошел к последним минутам своей жизни.
Описание места дуэли на горе Машук
Дуэль проходила на северо-западном склоне горы Машук недалеко от Пятигорска. Это невысокая, но крутая гора высотой 993 метра. Склоны покрыты лесом, а с вершины открывается живописный вид на окрестности.
Место дуэли находилось в стороне от дороги у так называемой «доски Столыпина». Здесь в XIX веке аристократы развлекались стрельбой по мишеням. Именно это место и выбрали для поединка.
Сейчас на этом месте установлен памятный знак в виде скульптурной группы «Лермонтов и Мартынов» на постаменте из розового мрамора.
Ход дуэли по официальной версии и воспоминаниям очевидцев
Согласно официальному рапорту о дуэли, Лермонтов первым сделал холостой выстрел вверх, чтобы продемонстрировать нежелание проливать кровь. Однако Мартынов воспринял это как издевку и насмешку. Он выстрелил в Лермонтова и попал ему в грудь.
По воспоминаниям очевидцев, Лермонтов упал сразу после выстрела Мартынова и умер на месте от полученного ранения. Мартынов в ужасе закричал: "Миша, прости меня!"
Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают ушибленные или раненые. Мы подбежали... В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь... Неразряженный пистолет оставался в руке...
Мартынов сразу после дуэли поехал к властям, чтобы сдаться полиции. Он явно не ожидал столь трагического исхода.
Различные версии того, как протекала дуэль
Хотя обстоятельства дуэли казались ясными, со временем стали появляться альтернативные версии того, как все произошло на самом деле.
Одни историки утверждают, что на самом деле первым выстрелил Лермонтов, но промахнулся. Мартынов выстрелил в ответ и ранил поэта в грудь.
Другие считают, что Лермонтов и вовсе не стрелял. Он как бы уступил это право обидчику. Но холостым выстрелом Мартынова тоже не было.
Есть версия, что Мартынов выстрелил раньше положенного, не дождавшись команды. А Лермонтов даже не успел взять пистолет на изготовку.
Некоторые предполагают, что ранение было нанесено в спину. Хотя по официальной версии пуля попала в грудь.
По одной из самых драматичных версий, Лермонтов не умер сразу, а скончался от ран через несколько минут или даже часов после дуэли.
Общественная реакция на известие об умершем Лермонтове
В высшем свете известие о гибели Лермонтова на дуэли было встречено довольно равнодушно. Многие считали, что он сам виноват в случившемся из-за своего скандального поведения.
Особенно цинично высказался по этому поводу император Николай I, назвавший смерть поэта "собачьей смертью". Хотя потом, под давлением общественности, несколько смягчил тон.
Зато простые читатели, почитатели таланта Лермонтова были потрясены известием о его гибели. Люди искренне скорбели, считая это огромной утратой для русской культуры.
Похороны Лермонтова в Пятигорске и Тарханах
Лермонтов был похоронен на местном кладбище в Пятигорске через два дня после роковой дуэли. Похороны вылились в настоящую общественную демонстрацию скорби.
Через несколько месяцев тело поэта перевезли в родовое имение Тарханы, где похоронили рядом с могилами матери и бабушки. Местные крестьяне тайком брали землю с могилы Лермонтова как святыню.
Теперь могила поэта в Тарханах стала объектом паломничества почитателей его таланта. Здесь также открыт музей Лермонтова в усадьбе его бабушки.
Оценки личности и творчества Лермонтова после его смерти
После трагической гибели Лермонтова в обществе утвердилось мнение о нем как о «погибшем гении» и «русском Байроне». Его стали сравнивать с Пушкиным как о personagem national, выразителе русского национального характера.
Со временем критики стали более объективно оценивать личность и творчество Лермонтова, отмечая сложность и противоречивость его натуры.
Несмотря на краткость жизни и небольшой объем литературного наследия, Лермонтов по праву считается одним из величайших русских поэтов, а его произведения не теряют популярности и по сей день.
Увековечение памяти Лермонтова
Память о великом русском поэте увековечена многими памятниками, музеями и топонимами.
- Памятник Лермонтову в Пятигорске на месте дуэли.
- Музей-заповедник в Тарханах, где похоронен поэт.
- Музей Лермонтова в Москве.
- Музей-квартира Лермонтова в Санкт-Петербурге.
Именем Лермонтова названы улицы во многих городах России. Его имя носит один из лучших театров страны - Лермонтовский театр в Пятигорске.
Произведения Лермонтова регулярно экранизируются и ставятся на сцене театров. Поэт и по сей день вдохновляет творческих людей в разных областях искусства.
Влияние образа Лермонтова на русскую культуру
Образ Лермонтова оказал огромное влияние на развитие русской литературы и культуры.
Его поэзия вдохновляла таких классиков, как Фет, Тютчев, Блок. Они подражали лермонтовским мотивам одиночества, печали, разочарования.
Проза Лермонтова стала образцом психологического реализма. Тургенев, Толстой, Достоевский унаследовали и развили традиции лермонтовского анализа человеческих характеров.
Романтический образ демонического героя вдохновил русских символистов и декадентов конца XIX - начала XX века.
Лермонтов в изобразительном искусстве
Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и художником. Его рисунки и акварели, изображающие кавказские пейзажи и бытовые зарисовки, представляют большую художественную ценность.
Образ Лермонтова вдохновлял таких выдающихся русских живописцев, как Репин ("Дуэль"), Пастернак, Врубель. Они запечатлели поэта в своих полотнах.
Лермонтов в музыке и театре
Произведения Лермонтова легли в основу многих опер, балетов, музыкальных и театральных постановок.
Оперы "Демон" А.Г. Рубинштейна, "Маскарад" А. Таирова, балет "Лермонтов" Е. Григоровича - это лишь некоторые примеры воплощения творчества поэта в музыкальном искусстве.
Драма "Маскарад" ставилась в Большом театре более 500 раз. Роман "Герой нашего времени" не сходит с подмостков театров.
Лермонтов и рок-культура
Творчество Лермонтова оказало влияние даже на рок-музыку. Его произведения вдохновляли таких исполнителей, как Б.Гребенщиков, А.Макаревич, Земфира.
Песни "Сказка о черном кольце" группы "Ария", "Лермонтов" Земфиры посвящены жизни и творчеству поэта.
Лермонтов умер молодым, но успел сказать слово, которое до сих пор находит отклик в сердцах читателей разных поколений и интересов.
Значение Лермонтова для русской идентичности
Лермонтов сыграл важную роль в формировании русского национального самосознания. Он был одним из создателей образа русской души.
Его поэзия выразила тоску, печаль, разлад человека и мира, столь характерные для русского менталитета.
Противоречивый пушкинский «русский европеец» в лице Лермонтова обретает черты «русского азиата» - демонического, мятежного, страстного.
Лермонтов синтезировал восточные и западные влияния, создав обобщенный образ русского человека в литературе.