Регулировка клапанов
Неправильно отрегулированные клапаны двигателя автомобиля ВАЗ-2101 могут привести к непоправимым последствиям. В первую очередь, потери понесет непосредственно сам автомобилист, который ощутит на себе увеличение расхода топлива и утрату динамических характеристик авто. Но если все эти моменты не особо существенно влияют на техническое состояние двигателя, то быстрый износ клапанов и толкателей может привести к выходу из строя системы газораспределения. Чтобы этого не происходило, регулировка клапанов должна проходить своевременно, правильно и со знанием дела, поэтому перед началом выполнения соответствующих работ по регулировке клапанов нужно сначала изучить теоретическую часть. Об этом и пойдет речь в статье.
Итак, для начала нужно иметь под рукой все необходимое. Регулировка клапанов не может проходить без соответствующего инструмента: набора гаечных и рожковых ключей, нескольких отверток, запасной прокладки под клапанную крышку, ключа для проворачивания коленчатого вала и специального щупа толщиной 0,15 мм. Все эти инструменты обязательно должны быть в домашней мастерской. Также стоит узнать из справочной литературы порядок регулировки клапанов, а еще лучше будет выписать данный порядок на лист бумаги или распечатать с цифрового носителя.
И не стоит забывать, что регулировка клапанов осуществляется на холодном двигателе, так как при нагревании металл расширяется, а это приводит к неточным результатам.
Теперь приступаем непосредственно к регулировке. После снятия клапанной крышки двигателя, необходимо провернуть коленчатый вал таким образом, чтобы совпали метки на корпусе двигателя в передней части (на крышке) и звездочке распределительного вала. Этим действием вы устанавливаете четвертый цилиндр двигателя в верхнюю мертвую точку на такте сжатия. Согласно технической документации, регулировка клапанов должна осуществляться на 3 и 4 цилиндре, а именно клапана №6 и №8 (отсчет идет спереди со стороны звездочки). Нужно попробовать просунуть щуп между распредвалом и кулачком. Если все прошло нормально и щуп проходит между ними с незначительным усилием, то регулировка толкателей клапанов не нужна.
Если щуп проходит свободно, абсолютно не соприкасаясь с трущимися поверхностями, или если его невозможно засунуть между ними, то нужно проводить регулировку. Одним ключом на «17» отпускаем зажимную гайку рокера на регулируемом клапане, а ключом на «13» вкручиваем или выкручиваем толкатель (если щуп изначально проходил свободно, то нужно вкручивать, и наоборот). Далее, когда будет достигнут необходимый результат (щуп проходит с легким зацеплением, но не сгибается), необходимо все затянуть и заново проверить. Если после проверки все нормально, то можно смело переходить ко второму клапану.
Регулировка клапанов состоит из четырех этапов проворачивания коленчатого вала. Выше был описан первый этап, за ним следует второй. Коленчатый вал необходимо провернуть на 180 градусов по часовой стрелке (да-да, именно на 180 градусов, потому что распределительный вал повернется всего лишь на 90 градусов). Проводим такие же операции с кулачками под №4 и №7, потом проворачиваем коленвал еще на 180 градусов и регулируем 1-й и 3-й кулачки. В конце нужно провернуть коленчатый вал еще на 180 градусов и отрегулировать кулачки под №5 и №2. При желании, если вы не совсем уверены в правильности проведенной регулировки, вы можете повторить весь процесс с начала.
Итак, теперь вы знаете, что такое регулировка клапанов, какие инструменты для этого необходимы и какая последовательность проведения процедуры. Теперь нужно проверить открученные ранее гайки на рокерах и можно устанавливать клапанную крышку. Прокладка под нее меняется только при необходимости, так что если из-под нее не выдавливает масло, то можно и не менять ее!