Как возник буддизм: истоки, основатели и основные принципы
Буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей по всему миру, является одной из величайших мировых религий. Но как же возникло это удивительное учение, вобравшее в себя глубочайшую мудрость и давшее толчок развитию целых цивилизаций Востока? Давайте разберемся в истоках, основателях и основных принципах буддизма.
Исторический контекст зарождения буддизма
Буддизм зародился в Индии в так называемую «осевую эпоху», как ее назвал немецкий философ Карл Ясперс. Именно в этот период сложился новый экзистенциальный взгляд на мир и зародилось понимание единой общечеловеческой истории. Буддизм отразил характерное для этого времени чувство трагичности бытия, заброшенности человека в мире.
Условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану - окончательную нирвану, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти существа, достигшего полного просветления (бодхи).
В Индии в это время происходил острый кризис традиционной ведической религии. На смену ортодоксальным ведическим школам пришли новые неортодоксальные течения, которые получили общее название «настика». Сторонники этих течений отвергали авторитет Вед. Учения настиков создавали странствующие аскеты и философы. Буддизм стал одной из таких новых школ, а сам Будда был одним из многих странствующих проповедников – шраманов.
Противостояние буддизма ведической традиции
В отличие от ортодоксального индуизма, буддизм выступил против кастовой системы и авторитета брахманов – жрецов. Буддисты считали, что человека следует оценивать по его нравственным качествам и духовным достижениям, а не по происхождению. Это было революционное для того времени утверждение.
Еще одним новшеством была направленность буддизма на всех людей, независимо от их этнической и языковой принадлежности. Так буддизм стал первой мировой религией, преодолевшей узкие рамки национальных верований.
Быстрое распространение буддизма
Новое учение приобрело сторонников с удивительной скоростью. Если вначале у Будды было всего 5 последователей, то уже через месяц их число выросло до 1000 человек. Это по тем временам были совершенно фантастические темпы роста.
Одной из причин популярности буддизма была поддержка со стороны правящей касты кшатриев – воинов и царей. Им было выгодно противопоставить авторитет буддийских монахов влиянию ортодоксальных брахманов. Поэтому многие правители сделали буддизм государственной религией своих царств, что сильно способствовало его распространению.
Особую роль сыграл царь Ашока, правитель империи Маурьев в 3 веке до н.э. При нем буддизм распространился далеко на запад, вплоть до эллинистических государств, основанных наследниками Александра Македонского. Там произошла встреча и взаимовлияние буддийской мысли и греческой философии.
Формирование канонических текстов
Изначально учение Будды передавалось из уст в уста, как это было принято в древнеиндийской традиции. Лишь через несколько столетий после смерти основателя появились письменные версии буддийских текстов.
Около 80 года до н.э. на острове Шри-Ланка буддистами тхеравады был составлен свод священных текстов на языке пали. Он получил название Типитака или Трипитака, что означает «Три корзины». Этот свод включал:
- Виная-питака - правила для монахов;
- Сутта-питака - изречения Будды;
- Абхидхамма-питака - философские тексты.
В Китае в 5-6 веках н.э. появилась расширенная версия Трипитаки, включавшая более поздние источники, отражавшие развитие буддизма в Индии.
Буддийский канон значительно объемнее священных текстов других религий. Например, Библия насчитывает около 1000 страниц, а Коран - в 5 раз меньше. А в 1982 году в Китае началось составление «Большой китайской Трипитаки» из 220 томов!
Четыре благородные истины – первая проповедь Будды
В 29 лет Гаутама стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. Сорок пять лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырех благородных истинах.
Свою проповедническую деятельность Будда начал с изложения в городе Варанаси «четырех благородных истин» - основы своего учения:
- Первая истина гласит, что вся жизнь есть страдание. Страданием являются не только очевидные вещи – болезни, несчастья, смерть, но и само существование, ибо оно неизбежно влечет страдания.
- Вторая истина - причиной страданий является влечение, жажда наслаждений, власти, долгой жизни.
- Третья истина утверждает, что можно прекратить страдания, что продемонстрировал своей жизнью сам Будда.
- Четвертая истина указывает путь прекращения страданий – «восьмеричный благородный путь», включающий правильное понимание, устремления, речь, поведение, образ жизни.
Жизненный путь Будды
Согласно преданиям, Будда, чье мирское имя было Сиддхартха Гаутама, родился принцем в семье правителя одного из индийских княжеств. Его отец старался оградить юношу от любых страданий и держал в заточении во дворце.
Однако однажды принц вырвался за пределы дворца и увидел старость, болезни и смерть. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Это потрясло его и заставило усомниться в смысле роскошной, но ограниченной жизни. Принц покинул дворец, семью и ушел на поиски истины.
Много лет Сиддхартха предавался суровым аскетическим практикам, бродил по Индии, слушая мудрецов, но так и не обрел ответы. И только после глубоких раздумий под деревом он достиг просветления и стал Буддой.
Основные направления в буддизме
Со временем в буддизме сложилось три основных направления:
- Тхеравада
- Махаяна
- Ваджраяна
Хотя между разными буддийскими школами есть различия, они придерживаются общих основ учения Будды.
Распространение буддизма
Из Индии, где буддизм возник, он постепенно распространился в соседние страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. В Китае, Японии, Корее и других странах буддизм вобрал в себя элементы местных верований, приобретя специфические национальные формы.
Сегодня буддистами являются около 500 млн человек по всему миру. И эта цифра продолжает расти в связи с интересом людей к восточным духовным практикам.
Популярность буддизма на Западе
В последние десятилетия буддизм получил распространение и на Западе. Этому способствовал интерес к восточным духовным практикам, возникший в западном обществе во второй половине 20 века. Многие знаменитости, такие как Стив Джобс, Ричард Гир, Оливия Ньютон-Джон, обратились к буддизму. Их примеру последовали их поклонники и последователи.
Большую роль сыграли переводы буддийских текстов, распространение книг современных буддийских наставников, а также их лекции и семинары на Западе. Ученые-востоковеды, психологи, неврологи изучают феномен медитации и другие аспекты буддизма, исследуя их пользу для здоровья и развития человека.
Буддийские храмы на Западе
По мере роста числа последователей на Западе стали появляться и буддийские храмы. Первым буддийским монастырем в Европе стал основанный в 1977 году во Франции монастырь Плум Вилледж. Вскоре подобные центры возникли в Великобритании, Германии и других странах.
В США действует более 350 буддийских храмов и групп. Крупнейшим является монастырь в Калифорнии Институт Шамбалы, основанный тибетским учителем Чогьямом Трунгпа.
Буддизм в России
В России появление первых буддийских общин относится к XVIII веку в связи с расширением российских владений на Восток. Но широкого распространения буддизм тогда не получил.
Новый всплеск интереса к буддизму в России наблюдается в последние десятилетия. Растет число последователей, издаются и переводятся книги, регулярно приезжают буддийские учителя с лекциями и семинарами.
Можно сказать, что буддизм возник в Древней Индии как альтернатива ортодоксальному индуизму. Учение быстро приобрело популярность благодаря своей открытости для всех людей, независимо от их происхождения и положения в обществе того времени.
Со временем буддизм распространился далеко за пределы Индии, впитав в себя элементы местных культур. Сегодня это одна из самых распространенных мировых религий с многомиллионной общиной последователей и постоянно растущим интересом к ее философии и практикам.
Буддийская этика
Важнейшей частью учения Будды является этика, основанная на принципе ненасилия, сострадания ко всем живым существам и воздержания от причинения вреда. Буддисты следуют пяти основным нравственным заповедям, включающим воздержание от убийства, воровства, лжи, прелюбодеяния и употребления одурманивающих веществ.
Для мирян сформулированы пять правил нравственного поведения, а для монахов - более строгие этические нормы винайи. Будда учил, что по-настоящему счастлив может быть только тот, кто следует нравственному пути, контролирует свои желания и заботится о благе других.
Буддийская космология
Буддизм имеет свое уникальное понимание устройства Вселенной. Согласно буддийским представлениям, миром управляет закон кармы - причинно-следственной связи всех явлений.
Вселенная состоит из множества миров, в каждом из которых непрерывно сменяют друг друга циклы сотворения и разрушения. Живые существа перерождаются в одном из шести миров сансары в зависимости от своей кармы. Цель буддиста - вырваться из круговорота перерождений и достичь нирваны.
Буддийская психология
Важной частью буддийского учения является психология, анализирующая работу сознания и предлагающая методы трансформации личности.
Будда выделял пять совокупностей, или скандх, которые составляют личность - форма, ощущения, восприятие, ментальные факторы и сознание. Осознав иллюзорную природу этих компонентов, можно избавиться от ложного представления о вечном и неизменном «Я» и достичь пробуждения.
Буддийские медитативные практики
Неотъемлемой частью буддизма являются разнообразные медитативные практики, направленные на развитие осознанности, концентрации и прозрений.
К основным формам буддийской медитации относятся саматха (успокоение ума), випассана (аналитическая медитация), метта-бхавана (развитие доброты и сострадания). Регулярная медитация позволяет достичь состояния невозмутимого покоя ума, а также глубокого постижения реальности.
Путь бодхисаттвы
Важной концепцией махаяны является идеал бодхисаттвы - человека, достигшего просветления, но отказавшегося уходить в нирвану ради помощи другим.
Бодхисаттва совершенствует в себе качества мудрости и сострадания на благо всех живых существ. Он следует шести или десяти парамитам - совершенствам на пути к просветлению. Идеал бодхисаттвы воодушевляет буддистов-махаянистов идти по духовному пути, чтобы принести пользу миру.
Тантрический буддизм
Особое направление буддизма - ваджраяна или тантрический буддизм - использует символику, ритуалы и эзотерические практики для достижения просветления.
Считается, что тантрические методы позволяют достичь цели быстрее благодаря трансформации энергий в человеке. Тантризм распространен в Тибете, где сочетается с местными доабуддийскими верованиями. Его практики требуют осторожного подхода и руководства опытного учителя.
Буддийские школы
В каждом из трех направлений буддизма существует множество школ и традиций. Например, в тхераваде это школы цейлонская, тайская, бирманская и др.
В махаяне - мадхьямака, йогачара, чань/дзэн, чистая земля. В ваджраяне - ньингма, кагью, сакья, гелуг и др. Разные школы могут отличаться деталями практики и интерпретации учения, но соглашаются в главных принципах.
Буддизм и наука
Многие аспекты буддийского мировоззрения созвучны современной науке. Например, идея взаимозависимости, ненасилие, внимательность к мельчайшим деталям.
Ученые изучают влияние медитации на мозг, проверяют действенность буддийских психотехник. Растет взаимный интерес буддистов и ученых. Далай-лама XIV и другие буддийские лидеры выступают за интеграцию достижений науки и древней мудрости на благо человечества.
Буддизм и искусство
Буддизм оказал огромное влияние на развитие искусства в странах, где получил распространение. Это касается архитектуры, скульптуры, живописи, литературы.
Буддийские храмы и монастыри отличаются изысканностью архитектурных форм. Буддийская живопись поражает многообразием художественных стилей и иконографией. Темы страдания и освобождения человека получили отражение в поэзии и драматургии буддийских народов.
Буддизм и йога
Многие практики йоги имеют общие корни с буддизмом и взаимно обогащали друг друга на протяжении столетий.
Из буддизма в йогу пришли техники дыхания, медитации, осознанности. Йога дала буддизму комплексы асан, методы работы с тонкой энергетикой. Современные йоги часто совмещают практики обеих традиций для гармоничного развития тела, ума и духа.
Буддизм и психология
Глубокое понимание психологии человека в буддизме привлекает внимание психологов и психотерапевтов.
Используются буддийские техники осознанности, медитации. Изучаются механизмы работы сознания, анализ эго, преодоление страданий. Буддийская психология дополняет современную науку о разуме, помогая людям обрести внутреннюю гармонию.
Глобализация буддизма
В эпоху глобализации буддизм вышел далеко за пределы стран своего традиционного бытования, став по-настоящему мировой религией.
Растет взаимодействие разных буддийских школ и общин. Проводятся международные буддийские форумы и конференции. Буддизм вбирает достижения современной цивилизации, сохраняя свою аутентичную сущность учения о пробуждении.
Буддизм и политика
На протяжении истории сложились разные формы взаимодействия буддизма и политики в буддийских странах.
В одних странах буддийская община сохраняет независимость от светской власти. В других она интегрирована в структуры государства. Политическая активность самих буддистов тоже разнится - от полного невмешательства до активного участия в общественной жизни.
Буддизм и экономика
Хотя буддизм и проповедует нестяжательство, он оказал влияние и на экономическую сферу в буддийских обществах.
Распространены этические нормы ведения бизнеса, осуждающие обман, нечестные сделки, ростовщичество. Буддийские монастыри издревле играли роль не только духовных, но и хозяйственных центров.
Буддийский взгляд на глобальные проблемы
Современный буддизм рассматривает такие глобальные вызовы, как экологический кризис, угроза ядерной войны, бедность.
Он призывает к ответственному подходу, учитывающему взаимозависимость всего живого на планете. Буддийские лидеры выступают за мир, социальную справедливость, бережное отношение к природе.
Буддизм и христианство
Несмотря на догматические различия, между буддизмом и христианством много общего в этике и мистическом опыте.
Иисуса и Будду роднит образ учителя-проповедника и призыв к милосердию, состраданию. Диалог буддистов и христиан помогает лучше понять духовные ценности каждой религии в современном мире.
Будущее буддизма
Будучи живым, развивающимся учением, буддизм, без сомнения, и впредь будет эволюционировать вместе с обществом.
Его основы останутся неизменными, но формы претворятся соответственно духу времени и культурному контексту. Сущность же буддизма - обретение внутренней свободы через постижение природы ума - вечна и не зависит от внешних перемен.
Буддийский взгляд на смерть
Буддизм рассматривает смерть как естественный процесс, часть круговорота сансары. Страх смерти основан на привязанности к эго.
Человек, познавший иллюзорность «я», спокойно принимает неизбежность ухода. Для него смерть - это переход, а не конец. Важно жить с осознанностью, чтобы встретить смерть в состоянии ясности и подготовиться к следующему рождению.
Буддийские ритуалы и обряды
Буддизм имеет множество ритуалов - как повседневных, так и связанных с важными событиями жизни человека.
Ежедневной практикой являются медитация, чтение мантр, подношения на алтарь. Проводятся коллективные богослужения. Особые обряды сопровождают рождение, свадьбу, похороны, а также вступление в монашескую общину.
Буддийский календарь и праздники
У буддистов существует свой лунный календарь, по которому определяются даты религиозных праздников.
Главными являются день рождения Будды, день его просветления и день ухода в нирвану. Отмечаются также начало вассы - сезона дождей, окончание вассы, тибетский Новый год Лосар и другие.
Буддийское паломничество
Важной частью религиозной практики буддистов являются паломничества к святым местам.
Особенно почитаются четыре места, связанные с жизнью Будды - Лумбини, Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар. Совершить паломничество считается благоприятным для духовного развития и очищения негативной кармы.
Буддийские реликвии
Для буддистов великую святость представляют реликвии, связанные с жизнью Будды и выдающихся учителей.
Самыми почитаемыми являются мощи самого Будды, хранящиеся в ступах в разных странах. Также почитаются предметы, принадлежавшие Будде и его ученикам, и другие реликвии, обладающие благословением.