Как воспитывался Обломов и как это повлияло на его поступки
Воспитание формирует личность человека, закладывает фундамент его успехов и неудач. Как воспитывался Обломов в детстве? Счастливо ли было его детство? Повлияло ли оно на его характер? Давайте разберемся.
Детство Обломова в родовом поместье
Илья Ильич Обломов родился в семье помещиков и провел детство в родовом имении Обломовка. Это было живописное место, окруженное чистой природой. Жизнь в Обломовке текла размеренно, от праздника к празднику. Главными событиями были свадьбы и похороны. Ценились сон и тишина. Труд не поощрялся, все работы выполняли слуги.
Маленький Илюша рос в атмосфере обожания и всепрощения. Его малейшее желание исполнялось, любой каприз удовлетворялся. Родители не позволяли ребенку проявлять самостоятельность и активность, считая, что это опасно и утомительно.
Особое влияние на воображение Ильи оказали сказки няни. Фантастические истории о всесильных богатырях пленяли мальчика. Он мечтал стать таким же героем, которому все дается легко, без труда и усилий.
И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Такое воспитание привило Илье лень и пассивность. Он научился полагаться на других и избегать любых трудностей и усилий. В то же время окружение любви и заботы подарило ему беззаботное детство.
Отношение к учебе и книгам
В Обломовке царило полное равнодушие к образованию и знаниям. Ни отец, ни дед Обломова не придавали этому значения. Устоявшийся уклад жизни не требовал особых познаний. Все необходимое передавалось из поколения в поколение.
Поэтому Илья Ильич воспринимал учебу как ненужную повинность. Школьные занятия были для него настоящей мукой. Он не понимал, зачем ему дается весь этот багаж знаний и когда он пригодится в жизни.
Единственным исключением были сборники стихов. Обломов обладал тонкой душевной организацией и поэтическим складом ума. Он восхищался красотой поэзии и находил в ней отклик своим чувствам.
Однако даже самые интересные книги Илья Ильич не мог дочитать до конца, ему не хватало терпения и сосредоточенности. Школу и университет он закончил лишь из послушания родителям.
Черты характера, заложенные с детства
Воспитание Обломова сформировало его как человека мечтательного, романтичного, созерцательного. Он был чуток к красоте, особенно поэзии. В то же время детство в Обломовке заложило такие негативные черты, как:
- Леность и пассивность
- Привычка, чтобы все делали за него
- Неспособность доводить начатое до конца
- Отсутствие самостоятельности и целеустремленности
- Излишняя доверчивость и наивность
Эти недостатки воспитания во многом предопределили судьбу Обломова, его неспособность найти свое призвание и реализовать свой потенциал.
Светлые и темные стороны детства Обломова
Детство главного героя романа "Обломов" имело как положительные, так и отрицательные стороны.
Плюсы:
- Любовь и забота окружающих
- Беззаботное времяпрепровождение
- Восторг перед красотой поэзии и природы
- Развитое воображение благодаря сказкам няни
Минусы:
- Приученность к пассивности и бездействию
- Несформированные трудолюбие и целеустремленность
- Отсутствие стремления к знаниям и саморазвитию
- Зависимость от мнения окружающих
Как видим, негативные черты, заложенные с детства, перевешивают. Обломову не хватило требовательности и способности преодолевать трудности. Это и предопределило его судьбу.
Параллели с современным воспитанием
Многие недостатки воспитания Обломова актуальны и в наши дни. И сегодня нередко можно встретить излишне опекаемых, избалованных детей, не приученных к труду.
Родители стараются оградить ребенка от любых трудностей, уберечь от неприятностей. В итоге дети растут изнеженными эгоистами, не способными справляться с проблемами.
Стремление к развлечениям и комфорту часто преобладает над пониманием важности учебы и труда. Дети не понимают ценности знаний, так как им все дается в готовом виде.
Как и Обломову, им не хватает целеустремленности и упорства, чтобы добиться чего-то самостоятельно. Они не готовы брать на себя ответственность и прикладывать волевые усилия.
Мнения об Обломове в современном обществе
В современном российском обществе к образу Обломова относятся неоднозначно.
Одни видят в нем воплощение лени, пассивности, безволия. Считают, что Обломов должен был преодолеть недостатки воспитания, взять судьбу в свои руки.
Другие, напротив, сочувствуют герою, видят в нем мечтателя и романтика. Полагают, что обстоятельства сломили Обломова, лишили его стимула к действию.
Третьи усматривают в Обломове черты национального русского характера – доверчивость, отзывчивость, созерцательность. Считают его жертвой социальной системы.
Так или иначе, образ Обломова до сих пор вызывает споры. А значит, проблемы воспитания, поднятые Гончаровым, по-прежнему актуальны.
Выводы о воспитании Обломова
Подводя итог, можно сказать, что детство Обломова имело как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, он рос в атмосфере любви и заботы. С другой – приобрел такие вредные черты, как леность, пассивность, отсутствие целеустремленности.
Это во многом предопределило его несчастливую судьбу. Пример Обломова показывает, насколько важно правильное воспитание для становления личности.
Роль Обломовки в формировании характера героя
Обломовка, родовое имение Обломовых, сыграла огромную роль в становлении характера Ильи Ильича. Это место, где прошло его детство, где закладывались черты его натуры.
Тихая размеренная жизнь, череда праздников и обрядов, культ еды и сна - все это привило Обломову привычку к покою и неге. Он воспитывался в атмосфере всепрощения и обожания, при которой не нужно было проявлять волю и характер.
Отсутствие стимула к труду, презрение к знаниям также сказались на Илье Ильиче. Он вырос ленивым мечтателем, не способным найти себя в жизни.
Так Обломовка стала колыбелью того явления, которое впоследствии получило название "обломовщина". Это место навсегда осталось для героя олицетворением покоя, неги и безмятежности.
Нравственные искания Обломова
Несмотря на недостатки воспитания, Илья Ильич Обломов обладал тонкой душевной организацией и был неравнодушен к проблемам нравственности.
Он мучился от осознания бессмысленно прожитой жизни, искал ответы на вопросы о ее цели и счастье. Герой понимал, что человек должен нести в жизни высокое назначение.
Обломов не мог найти себя в кипучей деятельности Штольца, но и пустое существование тяготило его. Он искал золотую середину, мечтал о разумном, неторопливом течении жизни.
Так в нем боролись инертность, полученная с воспитанием, и стремление к гармонии и нравственным идеалам. Эти искания вызывают сочувствие к герою.
"Обломовщина" как социальное явление
"Обломовщина" - понятие, введенное Гончаровым для описания полного равнодушия, апатии, бездеятельности. Это явление имело широкое распространение в дворянской среде XIX века.
Причины "обломовщины" коренились в устаревших представлениях о воспитании детей, привитии им пассивности, неспособности к труду и деятельной жизни.
Трагедия Обломова заключалась в том, что его натура требовала реализации, но воспитание сковало его энергию. Так у целого поколения гасился творческий потенциал.
Образ Обломова навсегда вошел в историю как олицетворение социальной болезни общества. И в этом главное обличение устаревшей системы воспитания.