ЗиУ 10 на линии общественного транспорта
1978 год стал знаменательным для общественного транспорта СССР - в этом году был создан первый опытный образец шарнирно-сочлененного троллейбуса ЗиУ-10. Эта инновационная модель должна была кардинально изменить перевозки пассажиров в городах страны.
История создания ЗиУ-10
К концу 1970-х годов в СССР назрела необходимость в троллейбусах большей вместимости для общественного транспорта крупных городов. Предшественником ЗиУ-10 стал 18-метровый сочлененный троллейбус СВАРЗ-ТС, выпускавшийся в 1960-е годы и вмещавший до 300 пассажиров. Однако к 1970-м его производство было свернуто.
В 1978 году на Энгельсском заводе имени Урицкого был разработан первый опытный образец шарнирно-сочлененного трехосного троллейбуса ЗиУ-10. Он проходил испытания в Саратове и Энгельсе, а в 1980 году был отправлен на тестирование в Москву.
Однако первые модели ЗиУ-10 имели недостатки: громоздкую систему управления и низкую максимальную скорость. Лишь в 1986 году завод освоил серийный выпуск усовершенствованной модели ЗиУ-683Б с тиристорно-импульсной системой управления, позволившей повысить энергоэффективность троллейбуса.
Конструкция троллейбуса ЗиУ-10
ЗиУ-10 имел двухзвенную компоновку, состоящую из двухосного тягача и одноосного прицепа, соединенных между собой с помощью шарнирно-сочлененного устройства венгерского производства. Кузов троллейбуса - цельнометаллический, сварной.
В тягаче размещался тяговый электродвигатель ДК-211БМ мощностью 170 кВт. Управление осуществлялось либо реостатно-контакторной, либо тиристорно-импульсной системой.
Подвеска ЗиУ-10 - зависимая, пневморессорная. Тормозная система трехконтурная, раздельно действующая на передние, средние и задние колеса. Рулевое управление оснащено гидроусилителем.
Первый выпущенный ЗиУ-10 не сильно выделялся на фоне серийных моделей того времени, однако последующая модернизация позволила сделать его по-настоящему инновационным троллейбусом.
Управление осуществлялось не только колесами тягача, но и колесами прицепа. Это придавало ЗиУ-10 большую маневренность при движении задним ходом и разворотах.
Оснащение салона
Вместимость салона ЗиУ-10 составляла 164 пассажира, из них 46 мест - сидячие. Сиденья в салоне располагались как одинарные, так и сдвоенные.
Для обогрева салона зимой использовались 3 электрокалорифера мощностью по 4 кВт. Вентиляция осуществлялась с помощью форточек в окнах и люков в крыше тягача и прицепа.
В салон вели 4 двери - 2 в тягаче и 2 в прицепе. Передняя дверь тягача имела частичное остекление, остальные двери были неостекленными в нижней части.
- Вместимость салона ЗиУ-10 - 164 пассажира
- 46 сидячих мест
- 4 двери для входа и выхода
- Система электрообогрева
- Естественная вентиляция через окна и люки
Благодаря большой площади салона и наличию систем жизнеобеспечения ЗиУ-10 мог комфортно перевозить пассажиров на городских маршрутах.
Эксплуатация в городах СССР
После налаживания серийного производства в 1986 году троллейбусы ЗиУ-10 стали поступать в города для эксплуатации на маршрутах общественного транспорта.
Особую популярность ЗиУ-10 приобрели в Москве и Санкт-Петербурге. Их высокая пассажировместимость позволяла существенно разгрузить наиболее загруженные маршруты в часы пик.
Кроме того, ЗиУ-10 эксплуатировались в Саратове, Энгельсе, Белгороде и многих других крупных городах России и СНГ. Их особенно ценили за надежность, долговечность и экономичность.
Благодаря ЗиУ-10 удалось оптимизировать работу общественного транспорта и повысить комфорт пассажиров. Эти троллейбусы надолго запомнились горожанам своим характерным внешним видом.
Модернизация модели ЗиУ-10
В 1990-е годы модель ЗиУ-10 подверглась существенной модернизации с целью повышения комфорта и надежности. Была усовершенствована система управления двигателем, улучшено электрооборудование, изменена отопительная система.
Кроме того, была модернизирована ходовая часть троллейбуса - установлены более прочные и износостойкие узлы подвески. Кузов стал более крепким и надежным.
Также был значительно обновлен дизайн салона, сделан более современным и эргономичным. Появились новые опции комфорта для пассажиров.
Экспортные поставки ЗиУ-10
Наряду с эксплуатацией в городах СССР, троллейбусы ЗиУ-10 также активно поставлялись на экспорт в страны Восточной Европы. Особенно много этих машин работало в Польше, Болгарии, Венгрии.
За рубежом ЗиУ-10 ценили за вместительный салон, плавность хода, надежность в эксплуатации. Однако в условиях более теплого климата обнаружился недостаток слабой системы кондиционирования воздуха.
Тем не менее, в целом экспорт ЗиУ-10 оказался весьма успешным. Эти троллейбусы еще долго работали на маршрутах многих европейских городов.
Конкуренция с более новыми моделями
С середины 1990-х годов ЗиУ-10 столкнулись с конкуренцией более современных моделей троллейбусов, таких как Тролза-5275 "Оптима", имевших ряд преимуществ.
В частности, новые троллейбусы отличались низким уровнем пола, что облегчало вход пассажиров. Кроме того, они оснащались более мощными системами кондиционирования и отопления салона.
Однако ЗиУ-10 все еще оставались востребованными благодаря своей вместительности и неприхотливости в эксплуатации. Поэтому они продолжали работать на многих городских маршрутах.
Перспективы дальнейшего использования
Несмотря на появление более современных моделей, у ЗиУ-10 есть перспективы дальнейшего использования. В частности, их можно эксплуатировать на менее загруженных маршрутах, а также в качестве дополнительного "час-пикового" транспорта.
Кроме того, есть потенциал для модернизации ЗиУ-10 - оснащения их современными системами климат-контроля, более комфортабельными креслами, новым дизайном салона.
Таким образом, несмотря на солидный возраст, у ЗиУ-10 есть все шансы еще не один год успешно работать на городских маршрутах.