1KZ двигатель "Тойоты": описание, характеристики и особенности

Двигатель 1KZ широко использовался на внедорожниках и коммерческом транспорте "Тойота" с 1993 по 2006 год. Рассмотрим его подробное описание, технические характеристики и особенности эксплуатации.

Конструкция и описание двигателя

1KZ - четырехтактный турбодизельный двигатель с электронным управлением топливной аппаратурой. Имеет следующую конструкцию:

  • Тип двигателя - дизельный, 4-цилиндровый, рядный;
  • Расположение цилиндров - в ряд;
  • Материал блока цилиндров - чугун;
  • Материал головки блока цилиндров - алюминиевый сплав;
  • Количество клапанов - 16 (по 4 на каждый цилиндр);
  • Рабочий объем - 2982 см3;
  • Диаметр цилиндра - 96 мм;
  • Ход поршня - 103 мм.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа. В блоке цилиндров расположены водяные рубашки охлаждения. Охлаждающая жидкость прокачивается центробежным насосом.

Цмазка деталей двигателя осуществляется под давлением от шестеренчатого масляного насоса. В систему смазки входит полнопоточный масляный фильтр.

Газораспределительный механизм двигателя 1KZ - верхнеклапанный, с установленным сверху распределительным валом. Привод распредвала осуществляется зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Технические характеристики

Основные технические характеристики двигателя 1KZ:

Тип двигателя Дизельный
Количество и расположение цилиндров 4, рядное
Рабочий объем, см3 2982
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 96 x 103
Степень сжатия 21,2
Мощность, л.с. 130-145
Макс. крутящий момент, Нм 343
Система питания ТНВД, турбина

Расход топлива у двигателя 1KZ в среднем составляет:

  • в городе - 10-13 л/100км;
  • на трассе - 7-9 л/100км.

Емкость системы смазки вместе с масляным фильтром - 6,5 литров. Рекомендованная марка масла - 5W30 или 10W30.

Объем системы охлаждения - 14 литров. Используется антифриз на основе этиленгликоля.

Периодичность замены масла - каждые 10 тыс. км или 1 раз в год. Замена ремня ГРМ - каждые 100 тыс. км.

Применение на автомобилях

Двигатель 1KZ широко применялся на внедорожниках, пикапах и микроавтобусах Toyota:

  • Toyota Land Cruiser Prado
  • Toyota Hiace
  • Toyota Hiace Regius
  • Toyota Hilux
  • Toyota Dyna

В Японии он также ставился на модели Toyota Hilux Surf, Toyota Townace, Toyota Master Ace.

Благодаря высокой надежности, двигатель 1KZ часто используется в тюнинге. Его устанавливают на внедорожники УАЗ, ГАЗ, а также на коммерческий транспорт Газель, Мерседес Спринтер.

При пересадке на автомобили с задним приводом применяют специальный вариатор, позволяющий сохранить функционирование полного привода.

Достоинства и недостатки двигателя 1KZ

Двигатель 1KZ обладает следующими достоинствами:

  • Высокая надежность и долговечность. При правильной эксплуатации проходит без капремонта свыше 500 000 км.
  • Экономичный расход топлива по сравнению с бензиновыми двигателями аналогичного рабочего объема.
  • Хорошая тяга на низких оборотах.
  • Плавность работы, низкий уровень вибраций.
  • Простота и относительная дешевизна технического обслуживания.
  • Широкий выбор запасных частей и расходных материалов.

К недостаткам можно отнести:

  • Большой вес и габариты по сравнению с некоторыми новейшими моторами.
  • Некоторые производственные дефекты головки блока на ранних выпусках.
  • Высокая требовательность к качеству топлива и техобслуживания.
  • Сложность системы турбонаддува.

При использовании на старых автомобилях потребуется модернизация трансмиссии и ходовой части.

Типичные неисправности 1KZ и их причины

Рассмотрим наиболее распространенные поломки двигателя 1KZ и причины их возникновения:

  1. Перегрев и трещины в головке блока цилиндров.
      Причины - нарушение циркуляции охлаждающей жидкости, неисправный термостат или водяной насос.
  2. Проблемы с турбиной и системой турбонаддува.
      Причины - попадание инородных частиц с воздухом, отложение нагара на лопатках турбины.
  3. Поломки ремня или роликов ГРМ.
      Причины - нарушение периодичности замены ремня, попадание масла на ремень.
  4. Неисправности форсунок и ТНВД.
      Причины - загрязненное топливо, механические загрязнения, износ прецизионных пар.
  5. Протечки масла.
      Причины - износ уплотнительных колец и прокладок, нарушение затяжки крепежа.

Основные причины возникновения неисправностей - нарушение регламента техобслуживания, несоблюдение правил эксплуатации, использование некачественного топлива и смазочных материалов.

Таким образом, при соблюдении всех рекомендаций завода-изготовителя двигатель 1KZ может прослужить без поломок около полумиллиона километров.

Ремонт двигателя 1KZ

Рассмотрим основные особенности ремонта двигателя 1KZ.

Разборка и сборка двигателя не представляет большой сложности, так как конструкция достаточно простая и доступная. Однако при разборке важно следить за порядком снятия узлов, чтобы не повредить сопрягаемые детали.

Регулировка клапанов выполняется с помощью регулировочных шайб. Зазоры должны соответствовать заводским нормативам.

При замене ремня ГРМ следует устанавливать оригинальный ремень производства компании Gates. Очень важна правильная установка по меткам.

При текущем ремонте двигателя часто приходится производить притирку клапанов. Для обеспечения герметичности камеры сгорания рекомендуется использовать специальные притирочные пасты.

Замену поршневых колец лучше доверить профессионалам, так как требуются специальные навыки и инструмент.

Запчасти для двигателя 1KZ

Для ремонта двигателя 1KZ можно использовать как оригинальные запчасти Toyota, так и неоригинальные аналоги от производителей INTA, Aisin, Mahle, Nipparts.

Стоимость неоригинальных деталей обычно на 30-50% ниже. Но по качеству они могут уступать фирменным запчастям Toyota.

Особое внимание стоит уделить выбору форсунок, топливного насоса, турбины, поршневых колец. Здесь лучше приобретать запчасти только проверенных брендов.

1KZ двигатель: отзывы

В целом, владельцы автомобилей с двигателем 1KZ оставляют положительные отзывы:

  • Двигатель надежный, выносливый, может пройти без поломок более 500 000 км.
  • Расход топлива довольно экономичный по сравнению с бензиновыми двигателями.
  • Достаточная мощность и крутящий момент.
  • Простота и относительная дешевизна обслуживания.
  • Хорошая ремонтопригодность и доступность запчастей.

Из недостатков можно отметить большой вес двигателя и особую требовательность к качеству топлива.

При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании двигатель 1KZ может прослужить очень долго.

Эксплуатация двигателя 1KZ в зимний период

Эксплуатация двигателя 1KZ в холодное время года требует выполнения ряда рекомендаций:

  • Использовать масло рекомендованной зимней вязкости.
  • Применять высококачественный зимний дизельное топливо.
  • Увеличить время прогрева двигателя до рабочей температуры.
  • Регулярно проверять степень зарядки аккумулятора.
  • Следить за концентрацией антифриза в системе охлаждения.

Соблюдение этих несложных правил позволит обеспечить безопасную и безаварийную работу двигателя 1KZ в зимний период.

Комментарии