Двигатель дизельный двухцилиндровый - особенности конструкции
Привлекательные во всех отношениях двухцилиндровые дизельные двигатели завоевали прочные позиции во многих областях. Их конструктивные особенности обеспечивают целый ряд преимуществ по сравнению с аналогами. Давайте подробно разберемся в основных элементах и принципах работы этих механизмов.
Общее устройство двухцилиндрового дизельного двигателя
Двухцилиндровый дизельный двигатель работает по четырехтактному циклу, включающему такты сжатия, впрыска топлива, рабочий ход и выпуск отработанных газов. В отличие от карбюраторного двигателя, в дизеле отсутствуют свечи зажигания и вся система зажигания. Вместо этого используется очень высокая степень сжатия рабочей смеси в цилиндрах, а топливо подается под высоким давлением через форсунки. Это приводит к самовоспламенению топлива без искусственного поджига.
Основными узлами двухцилиндрового дизеля являются:
- Коленчатый вал, соединяющий поршни обоих цилиндров
- Шатуны, преобразующие возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение коленвала
- Поршни с кольцами, движущиеся внутри цилиндров
- Клапаны, открывающие и закрывающие впускные и выпускные окна цилиндров
- Форсунки, через которые под высоким давлением впрыскивается топливо
- Топливный насос высокого давления
- Масляный насос системы смазки
Смазка узлов и деталей двигателя осуществляется под высоким давлением для обеспечения надежной работы при высоких нагрузках. Для пуска двигателя используются ручной стартер и электрический стартер с питанием от аккумулятора. В зависимости от модели двигателя применяется воздушное или жидкостное охлаждение. Для гашения вибраций двигатель устанавливается на амортизаторы.
Области применения двухцилиндровых дизельных двигателей
Благодаря своим достоинствам двухцилиндровые дизели широко используются в самых разных областях:
- На автомобильном транспорте - в грузовых автомобилях, автобусах
- В спецтехнике - экскаваторах, бульдозерах, катках
- В сельхозмашинах - тракторах, комбайнах, мотоблоках
- В стационарных установках - дизель-генераторах, сварочных аппаратах, насосах
- На морских и речных судах - катерах, яхтах, баржах, паромах
- На железнодорожном транспорте - тепловозах, дизель-поездах
Выбор конкретной модели двигателя зависит от требуемой мощности и особенностей компоновки транспортного средства или установки. Например, на минитракторах используют двухцилиндровые дизели небольшого рабочего объема, а в тепловозах - многицилиндровые двигатели большой мощности.
Благодаря своим достоинствам двухцилиндровые дизели широко используются в самых разных областях.
Таким образом, двухцилиндровые дизельные двигатели применяются в самых разнообразных сферах - от легкового автотранспорта до тяжелой спецтехники и судов.
Достоинства и недостатки двухцилиндровых дизельных двигателей
Двухцилиндровые дизели обладают рядом существенных преимуществ:
- Высокая топливная эффективность по сравнению с бензиновыми двигателями
- Прочная и надежная конструкция, обеспечивающая длительный срок службы
- Хорошие динамические характеристики, в частности высокий крутящий момент
- Возможность работы на более дешевом дизельном топливе
- Простота и относительная дешевизна технического обслуживания
- Невысокий уровень шума и вибрации по сравнению с одноцилиндровыми двигателями
В то же время двухцилиндровые дизели имеют и некоторые недостатки:
- Бо́льшие габариты и вес по сравнению с бензиновыми аналогами такой же мощности
- Сложность пуска в холодную погоду, особенно без предпускового подогрева
Особенности двухцилиндрового дизеля с водяным охлаждением
В двухцилиндровых дизелях может использоваться как воздушное, так и водяное охлаждение. Двухцилиндровый дизельный двигатель с водяным охлаждением имеет замкнутую систему охлаждения с радиатором, расширительным бачком и водяным насосом.
Преимущества водяного охлаждения:
- Более эффективный отвод тепла от двигателя
- Возможность поддерживать оптимальный температурный режим при разных нагрузках
- Более равномерный прогрев двигателя
Недостатки:
- Большая сложность и стоимость системы охлаждения
- Необходимость периодически менять охлаждающую жидкость
Технические характеристики двухцилиндровых дизелей
Двухцилиндровый дизельный двигатель характеристики в значительной степени зависят от его конкретной модели и назначения. Тем не менее, можно выделить некоторые типичные параметры:
- Рабочий объем - от 500 до 2500 куб.см
- Мощность - от 10 до 50 л.с.
- Крутящий момент - от 20 до 100 Нм
- Частота вращения коленвала - 2500-4000 об/мин
- Удельный расход топлива - 180-220 г/л.с.·ч
- Ресурс до капремонта - 3000-5000 моточасов
Конкретные значения этих и других параметров, таких, как тип охлаждения, габариты, вес, уровень шума и т.д. можно найти в технической документации на определенную модель двигателя.