Публичная речь: основные виды

Публичная речь и ее содержание будет зависеть от назначения и основных целей выступления. Помимо этого, важными характеристиками являются также место проведения, особенности аудитории и подготовленность оратора. Рассмотрим данную проблему более подробно.

Различаются следующие виды публичной речи:

  • информационная;

  • убеждающая;

  • специальная.

Информационная публичная речь содержит в себе новые данные, которые будут обеспечивать их понимание и способствовать запоминанию. Она является самым распространенным жанром коммуникации, имеющимся в современном обществе.

Для того чтобы устная публичная речь была успешной, выступающему необходимо учесть особенности информированности, а также интеллектуальную подготовленность аудитории. На основании этого оратор сможет выбрать один из основных видов информационной речи для выступления:

  • объяснение, когда дается информация о явлении;

  • инструкцию, содержащую данные о способе и порядке действий;

  • сообщение о фактах и событиях;

  • изложение собственной точки зрения;

  • доклад, содержащий развернутое сообщение на конкретную тему;

  • отчет, в котором излагается информация о сделанной работе, которая дополняется фактическим и цифровым материалом.

Убеждающая публичная речь имеет своей целью воздействие на чувства и сознание аудитории, а также изменение в поведении слушающих. Оратору необходимо учесть восприимчивость, а также эмоциональную атмосферу аудитории. Убедить слушателей будет непросто. Поэтому рекомендуется применять логические доводы, опровергая "невыгодные" суждения. Жанровыми разновидностями являются прения, заявления, выступление на митинге и так далее.

Специальная публичная речь предназначается для специального события. Она характеризуется рядом особенностей:

  • наличием особого повода;

  • индивидуализированностью;

  • краткостью;

  • простотой языка;

  • высоким эмоциональным настроем.

В специальной речи не должно быть информации, которую слушатели смогут расценить как спорную и дискуссионную. Выделяют несколько ее видов: траурная, протокольная; неформальная и торжественная. Рассмотрим их более подробно.

Протокольной речью рекомендуется "обрамлять" событие (ответное слово, приветствие, напутствие, ответная речь и так далее).

Траурная должна содержать слова прощания, а также отличаться обязательным компонентом - словами поддержки, в которых указываются соболезнования близким, заслуги умершего и роль его деятельности.

Торжественную речь произносят по поводу какого-либо события (праздник, юбилей, вручение знаков отличия, официальная встреча, церемония открытия и т. д.).

Неформальную используют в свободной и публичной обстановке. Самой распространенной ее формой является тостовая речь. Она обладает рядом особенностей. Во-первых, в начальной части представляется упоминание о каком-то факте, деталях или событии. Во-вторых, выделенная ситуация должна быть доведена до кульминации. В-третьих, в развязке обозначают тему сообщения.

Как показывает действительность, удачный тост всегда неожиданный. Аудитории не рекомендуется заранее догадаться о его тематике. Но конечной целью тоста чаще всего становятся традиционные ценностные ориентации (любовь, здоровье, успех, процветание); сотрудничество и удовлетворение от проделанной совместной работы; признание самых ярких и характерных личностных качеств того, кому предназначены данные слова, и так далее.

Руководящему лицу необходимо быть всегда готовым для того, чтобы произнести любой тост. Поэтому менеджеру рекомендуется подготовить тематические варианты меняющихся постоянно тостов.

Для того чтобы быть успешным, уметь говорить публичную речь нужно развивать, постоянно работая над этим умением.

Комментарии