Почему клеммы аккумулятора окисляются: причины появления и методы борьбы с окислением

Почему клеммы аккумулятора постоянно покрываются белым налетом? Как избавиться от противного окисления и предотвратить его повторное появление? В этой статье мы разберемся в причинах окисления клемм, рассмотрим все возможные варианты решения проблемы и подробно опишем профилактические меры. Читайте дальше, чтобы навсегда забыть об окисленных клеммах.

Существует несколько разновидностей окисления, которые могут появляться на клеммах аккумулятора.

Белый пушистый налет

Этот вид окисления выглядит как белый рыхлый налет, напоминающий снег или вату. Он образуется из-за повышенного количества паров электролита, оседающих на поверхности клемм.

Причины появления:

  • наличие трещин в пластиковой крышке клемм;
  • перегрев и кипение электролита в банках аккумулятора;
  • засорение газоотводных отверстий в крышке батареи.

Внешние признаки:

  • легко счищается с поверхности;
  • имеет рыхлую пористую структуру;
  • светло-голубоватого или белого цвета.

Зеленоватая окись

Этот тип окисления имеет плотную зеленоватую текстуру, трудно поддающуюся удалению. Образуется из-за плохого контакта в месте соединения клеммы и вывода.

Причины появления:

  • недостаточная затяжка клемм;
  • коррозия и износ металла клемм и выводов;
  • расшатывание соединения при снятии/установке АКБ.

Внешние признаки:

  1. трудно счищается механически;
  2. имеет плотную кристаллическую структуру;
  3. зеленоватого или голубоватого оттенка.

Наличие того или иного вида окисления на клеммах может указывать на конкретную проблему в аккумуляторе или зарядной системе. По внешним признакам опытный механик определит причину неисправности.

Окисление образуется в результате реакции кислорода с металлом клемм. На автомобильных аккумуляторах используются клеммы из свинцово-сурьмянистого сплава или меди. Соответственно, на клеммах могут образовываться оксиды свинца или меди.

Окись на медных клеммах имеет характерный густой зеленый цвет, образованный соединениями меди с кислородом. На свинцовых клеммах окись более белесая.

Причины появления окисления на клеммах

Коррозия клемм аккумулятора возникает по нескольким причинам:

  1. Некачественное соединение клемм с выводами АКБ. Если клеммы плохо охватывают свинцовые выводы батареи, между ними возникает нестабильный контакт. Это приводит к искрению, нагреву клемм и ускоренному окислению.
  2. Плохой контакт в клеммовом соединении. Ослабление затяжки клемм, коррозия контактных поверхностей, расшатывание клеммника создают плохой контакт в клеммовом соединении. Это вызывает искрение, нагрев клемм и их ускоренное окисление.
  3. Ослабление крепления клемм. При ослаблении крепления клемм увеличивается их вибрация. Это приводит к микротрещинам в местах контакта, через которые на поверхность просачивается электролит, вызывая окисление.
  4. Наличие трещин в пластиковой крышке клемм. На современных аккумуляторах клемма «плюс» закрыта пластиковой красной крышкой. Если в ней появляются трещины, через них на вывод попадает электролит, что приводит к окислению клеммы. Поэтому важно регулярно проверять целостность защитной крышки.
  5. Неисправность зарядной системы автомобиля. Если генератор выдает слишком высокое напряжение, это приводит к перезаряду АКБ и интенсивному кипению электролита. Пары электролита конденсируются на клеммах, вызывая их окисление. В случае недозаряда аккумулятора понижается плотность электролита, что тоже способствует коррозии.

Формула для расчета силы тока при окислении

Сила тока, протекающего через окисленное соединение, рассчитывается по формуле:

I = U/R

где:

  • I - сила тока, А;
  • U - напряжение на клеммах, В;
  • R - сопротивление окисленного слоя, Ом.

Из формулы видно, что при увеличении сопротивления R из-за окисления, сила тока I уменьшается, что негативно влияет на работу АКБ.

Перечень возможных неисправностей генератора

К неисправностям генератора, которые могут вызвать окисление клемм аккумулятора, относятся:

  • неисправность IC-регулятора;
  • обрыв цепи обмотки возбуждения;
  • короткое замыкание диодов выпрямительного блока;
  • повышенное внутреннее сопротивление обмоток;
  • износ щеточного узла.

При любой из этих неисправностей возможен перезаряд или недозаряд АКБ, что приводит к ускоренному окислению ее клемм.

Типичные ошибки при обслуживании АКБ

Некоторые распространенные ошибки владельцев автомобилей также могут способствовать появлению окислов на клеммах аккумулятора:

  1. Редкая мойка клемм и корпуса АКБ.
  2. Недостаточная затяжка клемм после подключения.
  3. Чрезмерное усердие при откручивании клемм.
  4. Отсутствие защитных колпачков на клеммах.

Соблюдение правил эксплуатации и обслуживания позволит дольше сохранить клеммы аккумулятора от коррозии.

Способы восстановления сильно окисленных клемм

Если окисление клемм аккумулятора запущено и мешает нормальной работе батареи, можно восстановить контакты несколькими способами:

  1. Наращивание вывода литьем свинца. Сильно разъеденный вывод можно нарастить, отлив его заново в специальной форме из стали. Для этого потребуется расплавить кусок свинца на газовой горелке и залить в форму с нужным профилем.
  2. Восстановление сваркой. Применима контактная сварка или сварка в среде углекислого газа. При этом на расплавленный участок вывода наплавляют слой свинца, восстанавливая его первоначальную форму.
  3. Замена аккумулятора. Если степень повреждения выводов велика, проще купить новый аккумулятор, чем тратить время и средства на сложный ремонт старого. Особенно если учесть стоимость работ и расходных материалов.

Признаки скорой замены окисленного аккумулятора

Клемма аккумулятора окисляется настолько сильно, что требуется замена батареи в следующих случаях:

  • Глубокое разъедание выводов, нарушение их целостности.
  • Трещины или вздутия пластикового корпуса.
  • Резкое падение емкости и быстрый саморазряд.
  • Появление течи электролита из батареи.

При наличии одного или нескольких таких признаков лучше сразу купить новый аккумулятор, чем тратить время на восстановление старого.

Профилактика окисления клемм аккумулятора

Чтобы предотвратить появление окислов, необходимо:

  1. Регулярно чистить клеммы от грязи.
  2. Плотно зажимать клеммы при установке.
  3. Использовать защитные колпачки на клеммах.
  4. Следить за исправностью зарядной системы.

Также полезно регулярно обрабатывать места контакта специальной контактной смазкой, защищающей от воздействия влаги и кислорода.

Как эффективно смазать клеммы аккумулятора чтобы не окислялись

Для предотвращения окисления рекомендуется наносить на клеммы и выводы аккумулятора специальные контактные смазки. Они создают защитную пленку, препятствующую доступу кислорода и влаги к металлу.

Лучше использовать составы на основе технического вазелина или литиевой смазки. Наносить тонким слоем кистью на очищенную поверхность. Срок службы такой смазки до 1 года.

Комментарии