Стихотворение Лермонтова "Как часто пестрою толпою окружен...": разбор, история создания

Знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова "Как часто пестрою толпою окружен..." отражает конфликт поэта-романтика с окружающей действительностью. Это произведение и сегодня заставляет задуматься о вечных ценностях. Давайте разберемся, почему оно не теряет актуальности уже почти 200 лет.

1. История создания стихотворения "Как часто пестрою толпою окружен..."

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Он прожил короткую, но яркую жизнь и умер в 1841 году на Кавказе, не дожив до 27 лет. Лермонтов считается одним из крупнейших русских поэтов, наряду с Пушкиным и Некрасовым.

Стихотворение "Как часто пестрою толпою окружен..." было написано Лермонтовым 1 января 1840 года. Поводом послужил новогодний маскарадный бал, на котором присутствовал сам поэт. Это было престижное мероприятие высшего света в Петербурге. Лермонтов остро почувствовал контраст между пустым весельем светского общества и своими идеалами.

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски,

Стихотворение было опубликовано 17 января 1840 года в "Литературной газете". Публикация вызвала недовольство в высших кругах, так как многие узнали себя в описанной Лермонтовым толпе. Власти усмотрели в этом критику императора Николая I, который присутствовал на том балу.

По жанру это лирическое стихотворение с элементами сатиры. Оно написано от первого лица - от имени самого поэта. Лермонтов использует прием контраста, противопоставляя высокие чувства лирического героя и пустоту окружающих его людей. Это характерный для романтизма конфликт поэта и толпы.

2. Темы и идеи стихотворения "Как часто пестрою толпою окружен..."

Главная тема стихотворения - противостояние лирического героя, поэта, окружающей его толпе на маскараде. Эта "пестрая толпа" олицетворяет для Лермонтова все пороки светского общества:

  • фальшь;
  • лицемерие;
  • бездушие;
  • погоня за развлечениями.

Лирический герой чувствует себя одиноким среди этой толпы. Ему чужды ее интересы и ценности. Он ищет отдушину в воспоминаниях о детстве, которое ассоциируется для него с искренностью, чистотой, простотой. Эта идеализация прошлого - характерная черта романтиков.

Таким образом, в стихотворении поднимаются вечные темы:

  1. противостояние поэта, художника и толпы;
  2. критика пороков общества;
  3. ностальгия по ушедшему прошлому;
  4. одиночество человека среди людей.

Эти темы не утратили актуальности и по сей день. Лермонтов сумел затронуть общечеловеческие проблемы, выходящие за рамки конкретной исторической ситуации.

3. Художественные особенности стихотворения "Как часто пестрою толпою окружен..."

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается описанием маскарада. В центре - лирическое отступление, посвященное воспоминаниям о детстве. Такая композиция позволяет противопоставить два мира - иллюзорный мир светского бала и подлинный мир детских воспоминаний.

В описании маскарада Лермонтов использует метафоры и эпитеты, подчеркивающие его негативное отношение: "пестрая толпа", "бездушные люди", "приличьем стянутые маски". Это создает ощущение ненатуральности и фальши.

Воспоминания о детстве, напротив, даны в мягких, лирических тонах с помощью таких эпитетов, как "святые звуки", "вольная птица", "царство дивное". Это мир искренних чувств и вдохновения.

Размер стихотворения - четырехстопный и шестистопный ямб с переменной мужской и женской рифмой. Такая рифмовка придает стиху особую музыкальность и певучесть.

4. Связь с другими произведениями Лермонтова

Тема одиночества поэта среди чуждой ему толпы звучит и в других произведениях Лермонтова. Например, в "Смерти Поэта", где он писал о гонениях на Пушкина. В поэме "Демон" главный герой тоже отвергнут обществом и обречен на вечное одиночество.

Образ маскарада как символа фальши и пустоты светской жизни встречается в поэме Лермонтова "Маскарад". Герой поэмы также разочарован и одинок среди этой толпы.

Тема детских воспоминаний звучит и в известном стихотворении Лермонтова "Нет, я не Байрон, я другой...". Там тоже прошлое ассоциируется с чистотой и искренностью чувств.

5. Влияние Лермонтова на последующую литературу

Мотивы одиночества, отчужденности художника, ностальгии по детству, разоблачения пороков общества, впервые ярко зазвучавшие у Лермонтова, получили дальнейшее развитие в творчестве Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Лермонтовские образы "поэта" и "толпы" стали архетипическими для русской литературы. Они постоянно варьировались и обыгрывались последующими писателями в разные эпохи.

Таким образом, Лермонтов оказал огромное влияние на развитие русской литературы, задав одну из ее главных тем - тему конфликта личности и общества.

6. Оценка стихотворения критиками

Современники высоко оценили новаторство и смелость стихотворения Лермонтова.

Это произведение явилось громом среди ясного неба для высшего петербургского общества. Оно произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Все увидели себя в зеркале, которое им нещадно поднес молодой поэт.

Критик В.Г. Белинский отметил в стихотворении "могучий талант и глубокое чувство". По его мнению, Лермонтов сумел в нескольких штрихах обнажить всю фальшь аристократического общества.

7. Значение образной системы

Важную роль в стихотворении играет система оппозиционных образов:

  • поэт - толпа;
  • детство - зрелость;
  • прошлое - настоящее.

Эти контрастные образы позволяют ярче выразить идею противостояния высокого и низкого, подлинного и ложного. Образы придают стихотворению философскую глубину.

8. Поэтика заглавия

Само название "Как часто, пестрою толпою окружен..." задает тему стихотворения и его эмоциональный тон. Это риторический вопрос, выражающий сетование и раздражение лирического героя.

Эпитет "пестрая" передает впечатление хаотичности, ненатуральности, фальши. Заглавие метко обозначает основной конфликт произведения.

9. Поэзия и музыка

Благодаря ритмическому разнообразию и музыкальности стихотворение Лермонтова положили на музыку многие композиторы. Самые известные романсы на эти стихи созданы П.И. Чайковским и А.С. Даргомыжским.

Музыка позволяет по-новому раскрыть лиризм и драматизм стихотворения, усилить его эмоциональное воздействие на слушателя.

Комментарии