Кирпичные заводы Московской области: история и современность

Кирпичное производство в Подмосковье насчитывает более века истории. За это время предприятия региона выпустили миллиарды штук кирпича, который лег в основу тысяч зданий и сооружений.

Исторические корни

Первые кирпичные заводы на территории нынешней Московской области появились еще в XIX веке. Так, история Воскресенского кирпичного завода берет начало в 1898 году. А кирпичный завод в Московской области в городе Голицыно выпускает продукцию с 1882 года.

За полтора столетия голицынский завод накопил колоссальный опыт и глубокое понимание потребностей рынка.

В дореволюционный период отрасль развивалась умеренными темпами. Кирпич шел в основном на строительство частных домов и небольших общественных зданий в Москве и области. После 1917 года значение кирпичных заводов резко возросло.

Вехи развития отрасли в советский период:

  • 1928 г. - начало первой пятилетки, старт индустриализации;
  • 1930-е гг. - техническое перевооружение заводов;
  • 1941-1945 гг. - производство на нужды фронта и восстановления;
  • 1950-1960 гг. - бум массового жилищного строительства.

В 1990-2000-е годы потребность в кирпиче несколько снизилась. Однако кирпичные заводы в Московской области сумели перестроиться, наладить выпуск новых видов продукции.

Copy code

1882 Основан Голицынский керамический завод
1898 Начало работы Воскресенского кирпичного завода

Современное производство

В настоящее время в Московской области функционирует порядка 10 кирпичных заводов. Самыми крупными и технологичными из них являются:

  • Голицынский керамический завод - широкий ассортимент, в т.ч. уникальные и эксклюзивные позиции;
  • Михневский кирпичный завод - современное оборудование, контроль качества;

Кирпичное производство в Московской области отличают высокое качество, разнообразный ассортимент, использование передовых технологий. Это позволяет успешно конкурировать с иногородними и зарубежными поставщиками.

В то же время отрасль сталкивается с определенными проблемами. Это, в первую очередь, высокая стоимость энергоресурсов для обжига кирпича, а также нехватка квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

Технологии и инновации

Для поддержания конкурентоспособности кирпичные заводы в Московской области постоянно модернизируют производство, внедряют новые технологии.

Основные направления технического прогресса:

  1. Автоматизация производственных процессов с применением промышленных роботов;
  2. Внедрение систем цифрового моделирования и проектирования продукции;
  3. Использование новых более экологичных и экономичных видов топлива для обжига кирпича.

Благодаря инновациям удается выводить на рынок новые виды керамических изделий. К примеру, Голицынский керамический завод производит уникальный клинкерный кирпич ручной формовки.

Экологичное производство

Процесс производства кирпича неизбежно оказывает определенное воздействие на окружающую среду. Предприятия Московской области стремятся минимизировать его.

Основные экологические инициативы:

  • Установка газоочистного оборудования;
  • Строительство очистных сооружений;
  • Рекультивация нарушенных земель.

Кроме того, использование отходов в качестве вторичного сырья снижает нагрузку на полигоны и позволяет экономить природные ресурсы.

Кадровый потенциал

Кирпичное производство в Московской области нуждается в притоке квалифицированных кадров рабочих специальностей, а также инженеров и технологов.

Для обеспечения отрасли персоналом предприятия:

  • Сотрудничают с профильными учебными заведениями;
  • Организуют программы стажировок для выпускников вузов и техникумов;
  • Повышают заработную плату и предоставляют социальный пакет.

Перспективы развития

Несмотря на более чем вековую историю, кирпичное производство в Московской области обладает серьезным потенциалом для дальнейшего роста. Главными направлениями являются:

  • Расширение рынков сбыта. За счет повышения узнаваемости брендов и продвижения в регионы России, а также экспорта в ближнее и дальнее зарубежье.
  • Модернизация производства. Техническое и технологическое перевооружение заводов для выпуска конкурентоспособной продукции высокого качества.
  • Диверсификация бизнеса. Расширение ассортимента за счет смежных товарных групп (блоки, плитка, брусчатка и др.), развитие сервисов.
  • Цифровизация бизнес-процессов. Внедрение информационных систем для оптимизации закупок, производства, логистики, продаж.
  • Экологические стандарты. Дальнейшее снижение негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с лучшими мировыми практиками.
  • Развитие персонала. Совершенствование системы подготовки и мотивации кадров для повышения производительности труда.

Поддержка государства

Реализация масштабных планов развития кирпичного производства в Московской области невозможна без поддержки со стороны федеральных и региональных властей.

Возможные меры господдержки:

  • Льготное кредитование проектов модернизации производства;
  • Субсидирование затрат на внедрение инновационных технологий;
  • Стимулирование экспорта продукции;
  • Софинансирование программ подготовки кадров.

Новые виды продукции

Расширение ассортимента также открывает новые перспективы для предприятий.

Потенциально востребованная продукция:

  1. Многослойные стеновые блоки с утеплителем;
  2. Фасадная плитка имитирующая натуральный камень;
  3. Цветной керамический кирпич с различными оттенками.

Разработка и вывод на рынок таких инновационных материалов позволит нарастить объемы производства и продаж.

Новые рынки сбыта

Помимо традиционных регионов, перспективными направлениями для кирпичных заводов Московской области являются:

  • Страны Ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан);
  • Развивающиеся страны (Индия, Турция, страны Африки);
  • Рынок проектов реновации жилья в России.

Комментарии