Плита аэродромная: размеры, характеристики, применение, способы монтажа
Аэродромные плиты - это надежное решение для создания прочных покрытий на объектах с повышенными нагрузками. Разберемся, какие бывают размеры и характеристики таких конструкций, где они применяются и как правильно монтировать.
Типы аэродромных плит
Аэродромные плиты - это крупногабаритные железобетонные конструкции, предназначенные для устройства прочных покрытий, рассчитанных на высокие нагрузки. Их основное назначение - обустройство взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек на аэродромах. Но благодаря высокой прочности и долговечности такие плиты также находят применение при строительстве автомобильных дорог, промышленных объектов, гидротехнических сооружений.
Существуют два основных стандарта на аэродромные плиты - ГОСТ и ТУ. ГОСТ устанавливает более жесткие требования к прочности и долговечности. Плиты по ТУ могут иметь несколько меньший запас прочности, зато обычно дешевле.
По типу рабочей поверхности различают гладкие и рифленые аэродромные плиты. Гладкие (обозначаются ПАГ) обеспечивают ровную поверхность и лучше подходят для аэродромов. Рифленые (ПАР) дают большее сцепление с колесами и используются на автодорогах.
Основные российские производители аэродромных плит - заводы ЖБИ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Также есть небольшие частные производства.
Размеры и характеристики аэродромных плит
Аэродромные плиты ПАГ выпускаются с толщиной 140, 180 и 200 мм. Наиболее распространены плиты толщиной 14 и 18 см ( плита аэродромная ПАГ-14 и плита аэродромная ПАГ-18 ). Плиты 20 см применяют на объектах с особо высокими нагрузками.
Стандартные размеры аэродромных плит по длине и ширине:
- 6000 x 2000 мм
- 6000 x 2500 мм
- 6300 x 2400 мм
Вес плиты ПАГ-14 составляет около 4,2 тонны, ПАГ-18 - около 5,4 тонны, ПАГ-20 - около 6 тонн. Для нестандартных размеров вес может меняться.
На плите присутствует маркировка, где указаны ее основные параметры. Например: ПАГ-18прс4сАт-VI - плита аэродромная гладкая толщиной 18 см, с преднапряжением арматуры класса Ат-VI.
Основные технические характеристики аэродромных плит:
- Класс бетона - B30-B40
- Морозостойкость - F200-F400
- Водонепроницаемость - W8-W12
- Предельная нагрузка - до 75 т/м2
Аэродромные плиты отличаются:
- Высокой прочностью
- Повышенной надежностью
- Долговечностью (срок службы до 50 лет)
- Стойкостью к агрессивным средам и перепадам температур
При выборе плит для конкретного объекта важно учитывать ожидаемые нагрузки и климатические условия эксплуатации.
Области применения аэродромных плит
Плита аэродромная ПАГ-14 и плита аэродромная ПАГ-18 наиболее часто используются для следующих целей:
- Устройство взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек на аэродромах
- Временные автомобильные дороги
- Площадки для размещения и маневрирования крупногабаритной техники
- Гидротехнические сооружения (поверхность шлюзов, плотин)
Плиты ПАГ-20 используются при строительстве объектов с особо высокими нагрузками:
- Взлетно-посадочные полосы для тяжелых транспортных самолетов
- Фундаменты под оборудование с динамическими нагрузками
- Грузовые районы морских и речных портов
Благодаря универсальным размерам и характеристикам, аэродромные плиты позволяют создавать прочные и долговечные покрытия практически на любых объектах промышленного и гражданского назначения.
Транспортировка и хранение аэродромных плит
Транспортировку аэродромных плит осуществляют с помощью специальной техники - автокранов, тралов, низкорамных трейлеров. Из-за больших габаритов и веса плит требуются транспортные средства повышенной грузоподъемности.
При погрузке, разгрузке и перемещении плит необходимо соблюдать осторожность, использовать текстильные стропы. Недопустимы резкие рывки и удары плитами.
Оптимальный способ доставки аэродромных плит - по железной дороге в контейнерах или полувагонах. Возможна и автодоставка на специализированных низкорамных прицепах.
Для хранения плит организуют специальную площадку с твердым, ровным основанием. Рекомендуемый срок хранения в условиях открытой площадки - не более 6 месяцев.
При складировании плит укладывают горизонтально на подкладки и прокладки, предусматривая зазор между рядами. Высота штабеля - не более 2,5 м.
Монтаж аэродромных плит
Монтаж аэродромных плит выполняют на предварительно подготовленное основание. Оно должно обеспечивать ровную поверхность и необходимую несущую способность.
Для соединения плит между собой используют сварку закладных деталей или болтовые соединения. Стыки заделывают бетоном или мастикой.
Основное оборудование для монтажа: автокраны, траверсы, стропы, сварочные аппараты, виброрейки.
Последовательность монтажа:
- Подготовка и выверка основания
- Установка и выравнивание плит
- Соединение плит между собой
- Контроль качества уложенного покрытия
При монтаже важно соблюдать технику безопасности и проводить входной контроль качества плит.
Эксплуатация аэродромных плит
При эксплуатации аэродромных плит необходим регулярный осмотр состояния покрытия и своевременный ремонт поврежденных участков.
Для увеличения срока службы рекомендуется:
- Соблюдать допустимые нагрузки на покрытие
- Исключать ударные воздействия и скольжение тяжелых грузов
- Проводить текущий ремонт трещин и выбоин
При эксплуатации в условиях резких перепадов температур покрытие из аэродромных плит сохраняет высокую надежность и долговечность.
Аэродромные плиты К1Д
Плита аэродромная К1Д представляет собой разновидность аэродромных плит, используемых для строительства объектов Военно-морского флота России.
Отличия К1Д от обычных ПАГ:
- Увеличенная толщина - 260 мм
- Повышенная прочность за счет дополнительного армирования
- Усиленные элементы для строповки и монтажа
К1Д применяются при сооружении причалов, пирсов, волнорезов и других гидротехнических сооружений ВМФ, рассчитанных на швартовку крупных кораблей.
Сравнение аэродромных плит с альтернативными материалами
Помимо аэродромных плит, для устройства прочных покрытий применяют и другие материалы. Рассмотрим их основные достоинства и недостатки по сравнению с ПАГ.
Асфальтобетон
Преимущества асфальтобетона:
- Более низкая стоимость
- Простота и скорость укладки
- Хорошее сцепление с колесами
Недостатки:
- Меньший срок службы
- Не подходит для эксплуатации в условиях высоких нагрузок и агрессивных сред
- Требует более частого ремонта и восстановления
Монолитный бетон
Преимущества монолитного бетона:
- Высокая прочность
- Долговечность
- Возможность создания покрытий сложной геометрической формы
Недостатки:
- Более высокая стоимость по сравнению с асфальтобетоном
- Длительные сроки устройства
- Требуется строгое соблюдение технологии укладки
Другие альтернативные материалы
Также для устройства промышленных и транспортных покрытий могут применяться:
- Цементобетон
- Плиты из фибробетона
- Покрытия из набивных матов
Однако аэродромные плиты в большинстве случаев имеют лучший набор характеристик, обеспечивая надежность и долговечность покрытий даже в самых сложных условиях эксплуатации.
Комбинированные покрытия на основе аэродромных плит
Для оптимизации затрат на строительство и эксплуатацию иногда используют комбинированные покрытия.
Например, верхний слой выполняют из асфальтобетона, а нижний - из аэродромных плит. Это позволяет получить хорошее сцепление шин с поверхностью и одновременно - прочное основание, стойкое к нагрузкам.
Также возможно совмещение плит с монолитным бетоном, цементобетоном и другими материалами. Выбор оптимальной комбинации зависит от условий строительства и эксплуатации объекта.
Выбор оптимальных параметров аэродромных плит
При выборе аэродромных плит для конкретного объекта рекомендуется:
- Оценить ожидаемые нагрузки на покрытие
- Учесть климатические и геологические условия района строительства
- Выбрать стандарт (ГОСТ или ТУ) исходя из требований к долговечности и стоимости
- Определить оптимальную толщину плит по расчетным нагрузкам
- Подобрать размеры, исходя из конструкции сооружения
Правильный выбор обеспечит надежность и долговечность покрытия, а также оптимальные затраты на строительство объекта.