Плита аэродромная: размеры, характеристики, применение, способы монтажа

Аэродромные плиты - это надежное решение для создания прочных покрытий на объектах с повышенными нагрузками. Разберемся, какие бывают размеры и характеристики таких конструкций, где они применяются и как правильно монтировать.

Типы аэродромных плит

Аэродромные плиты - это крупногабаритные железобетонные конструкции, предназначенные для устройства прочных покрытий, рассчитанных на высокие нагрузки. Их основное назначение - обустройство взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек на аэродромах. Но благодаря высокой прочности и долговечности такие плиты также находят применение при строительстве автомобильных дорог, промышленных объектов, гидротехнических сооружений.

Существуют два основных стандарта на аэродромные плиты - ГОСТ и ТУ. ГОСТ устанавливает более жесткие требования к прочности и долговечности. Плиты по ТУ могут иметь несколько меньший запас прочности, зато обычно дешевле.

По типу рабочей поверхности различают гладкие и рифленые аэродромные плиты. Гладкие (обозначаются ПАГ) обеспечивают ровную поверхность и лучше подходят для аэродромов. Рифленые (ПАР) дают большее сцепление с колесами и используются на автодорогах.

Основные российские производители аэродромных плит - заводы ЖБИ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Также есть небольшие частные производства.

Размеры и характеристики аэродромных плит

Аэродромные плиты ПАГ выпускаются с толщиной 140, 180 и 200 мм. Наиболее распространены плиты толщиной 14 и 18 см ( плита аэродромная ПАГ-14 и плита аэродромная ПАГ-18 ). Плиты 20 см применяют на объектах с особо высокими нагрузками.

Стандартные размеры аэродромных плит по длине и ширине:

  • 6000 x 2000 мм
  • 6000 x 2500 мм
  • 6300 x 2400 мм

Вес плиты ПАГ-14 составляет около 4,2 тонны, ПАГ-18 - около 5,4 тонны, ПАГ-20 - около 6 тонн. Для нестандартных размеров вес может меняться.

На плите присутствует маркировка, где указаны ее основные параметры. Например: ПАГ-18прс4сАт-VI - плита аэродромная гладкая толщиной 18 см, с преднапряжением арматуры класса Ат-VI.

Основные технические характеристики аэродромных плит:

  • Класс бетона - B30-B40
  • Морозостойкость - F200-F400
  • Водонепроницаемость - W8-W12
  • Предельная нагрузка - до 75 т/м2

Аэродромные плиты отличаются:

  • Высокой прочностью
  • Повышенной надежностью
  • Долговечностью (срок службы до 50 лет)
  • Стойкостью к агрессивным средам и перепадам температур

При выборе плит для конкретного объекта важно учитывать ожидаемые нагрузки и климатические условия эксплуатации.

Области применения аэродромных плит

Плита аэродромная ПАГ-14 и плита аэродромная ПАГ-18 наиболее часто используются для следующих целей:

  • Устройство взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек на аэродромах
  • Временные автомобильные дороги
  • Площадки для размещения и маневрирования крупногабаритной техники
  • Гидротехнические сооружения (поверхность шлюзов, плотин)

Плиты ПАГ-20 используются при строительстве объектов с особо высокими нагрузками:

  • Взлетно-посадочные полосы для тяжелых транспортных самолетов
  • Фундаменты под оборудование с динамическими нагрузками
  • Грузовые районы морских и речных портов

Благодаря универсальным размерам и характеристикам, аэродромные плиты позволяют создавать прочные и долговечные покрытия практически на любых объектах промышленного и гражданского назначения.

Транспортировка и хранение аэродромных плит

Транспортировку аэродромных плит осуществляют с помощью специальной техники - автокранов, тралов, низкорамных трейлеров. Из-за больших габаритов и веса плит требуются транспортные средства повышенной грузоподъемности.

При погрузке, разгрузке и перемещении плит необходимо соблюдать осторожность, использовать текстильные стропы. Недопустимы резкие рывки и удары плитами.

Оптимальный способ доставки аэродромных плит - по железной дороге в контейнерах или полувагонах. Возможна и автодоставка на специализированных низкорамных прицепах.

Для хранения плит организуют специальную площадку с твердым, ровным основанием. Рекомендуемый срок хранения в условиях открытой площадки - не более 6 месяцев.

При складировании плит укладывают горизонтально на подкладки и прокладки, предусматривая зазор между рядами. Высота штабеля - не более 2,5 м.

Монтаж аэродромных плит

Монтаж аэродромных плит выполняют на предварительно подготовленное основание. Оно должно обеспечивать ровную поверхность и необходимую несущую способность.

Для соединения плит между собой используют сварку закладных деталей или болтовые соединения. Стыки заделывают бетоном или мастикой.

Основное оборудование для монтажа: автокраны, траверсы, стропы, сварочные аппараты, виброрейки.

Последовательность монтажа:

  1. Подготовка и выверка основания
  2. Установка и выравнивание плит
  3. Соединение плит между собой
  4. Контроль качества уложенного покрытия

При монтаже важно соблюдать технику безопасности и проводить входной контроль качества плит.

Эксплуатация аэродромных плит

При эксплуатации аэродромных плит необходим регулярный осмотр состояния покрытия и своевременный ремонт поврежденных участков.

Для увеличения срока службы рекомендуется:

  • Соблюдать допустимые нагрузки на покрытие
  • Исключать ударные воздействия и скольжение тяжелых грузов
  • Проводить текущий ремонт трещин и выбоин

При эксплуатации в условиях резких перепадов температур покрытие из аэродромных плит сохраняет высокую надежность и долговечность.

Аэродромные плиты К1Д

Плита аэродромная К1Д представляет собой разновидность аэродромных плит, используемых для строительства объектов Военно-морского флота России.

Отличия К1Д от обычных ПАГ:

  • Увеличенная толщина - 260 мм
  • Повышенная прочность за счет дополнительного армирования
  • Усиленные элементы для строповки и монтажа

К1Д применяются при сооружении причалов, пирсов, волнорезов и других гидротехнических сооружений ВМФ, рассчитанных на швартовку крупных кораблей.

Сравнение аэродромных плит с альтернативными материалами

Помимо аэродромных плит, для устройства прочных покрытий применяют и другие материалы. Рассмотрим их основные достоинства и недостатки по сравнению с ПАГ.

Асфальтобетон

Преимущества асфальтобетона:

  • Более низкая стоимость
  • Простота и скорость укладки
  • Хорошее сцепление с колесами

Недостатки:

  • Меньший срок службы
  • Не подходит для эксплуатации в условиях высоких нагрузок и агрессивных сред
  • Требует более частого ремонта и восстановления

Монолитный бетон

Преимущества монолитного бетона:

  • Высокая прочность
  • Долговечность
  • Возможность создания покрытий сложной геометрической формы

Недостатки:

  • Более высокая стоимость по сравнению с асфальтобетоном
  • Длительные сроки устройства
  • Требуется строгое соблюдение технологии укладки

Другие альтернативные материалы

Также для устройства промышленных и транспортных покрытий могут применяться:

  • Цементобетон
  • Плиты из фибробетона
  • Покрытия из набивных матов

Однако аэродромные плиты в большинстве случаев имеют лучший набор характеристик, обеспечивая надежность и долговечность покрытий даже в самых сложных условиях эксплуатации.

Комбинированные покрытия на основе аэродромных плит

Для оптимизации затрат на строительство и эксплуатацию иногда используют комбинированные покрытия.

Например, верхний слой выполняют из асфальтобетона, а нижний - из аэродромных плит. Это позволяет получить хорошее сцепление шин с поверхностью и одновременно - прочное основание, стойкое к нагрузкам.

Также возможно совмещение плит с монолитным бетоном, цементобетоном и другими материалами. Выбор оптимальной комбинации зависит от условий строительства и эксплуатации объекта.

Выбор оптимальных параметров аэродромных плит

При выборе аэродромных плит для конкретного объекта рекомендуется:

  1. Оценить ожидаемые нагрузки на покрытие
  2. Учесть климатические и геологические условия района строительства
  3. Выбрать стандарт (ГОСТ или ТУ) исходя из требований к долговечности и стоимости
  4. Определить оптимальную толщину плит по расчетным нагрузкам
  5. Подобрать размеры, исходя из конструкции сооружения

Правильный выбор обеспечит надежность и долговечность покрытия, а также оптимальные затраты на строительство объекта.

Комментарии