Правовое регулирование

Деятельность управленческих органов имеет весьма разнообразное содержание. Исполнительная власть в процессе своей деятельности вступает в особые взаимоотношения с юридическими лицами, организациями, гражданами. Таким образом осуществляется административно-правовое регулирование. При этом взаимодействие предусматривает контроль над деятельностью как управляемой, так и управляющей стороны. Правовое регулирование осуществляется посредством различных положений и правил (ПДД, санитарные нормы, к примеру). В некоторых случаях управленческие функции могут отличаться некоторой специфичностью. В этих случаях правовое регулирование осуществляется нормами каких-либо других, кроме административной, отраслей (трудовой, финансовой, уголовно-процессуальной, например).

В связи с этим предмет административной нормативной отрасли можно уточнить, указав на то, что контроль осуществляется только над теми общественными отношениями, на которые не распространяются нормы прочих отраслей.

Предмет административного права условно подразделяется на отношения внутри аппарата и взаимодействие органов с населением, государством, юридическими лицами.

С учетом тех или других условий формирования управленческих взаимоотношений определяют внешние или внутренние функции административно-правового урегулирования.

Стандартный процесс нормативного управления предусматривает применение лишь одного акта, отражающего волю государственной власти. Этот акт – нормативно-правовой. Индивидуализацию Возможностей и обязанностей производят сами субъекты, в адрес которых обращен этот документ.

Стадии правового регулирования зависят от юридического поведения субъекта. В сложном процессе выделяют три стадии. Поведение может быть неправомерным либо правомерным.

Первый этап предполагает общее действие юридических норм. Правовое регулирование начинается с определения содержания и формулирования рамок поведения субъекта, а также условий формирования обязанностей, полномочий, возможностей, ответственности и прочего. Таким образом, начинает работу правотворческий механизм.

На втором этапе правовое регулирование связано с появлением определенных обязанностей и прав для субъекта, то есть с началом работы механизма правоотношения. В качестве необходимого условия выступает система юридических фактов (или один факт), с которой посредством нормативного акта связано наступление в тех или иных условиях юридических последствий. Так, начинает работать механизм по реализации юридических норм.

Действие юридического механизма по реализации прав начинается с момента обращения гражданина в соответствующее учреждение и вынесения решения этим учреждением об удовлетворении его требований. Например, при обращении субъекта в пенсионный фонд, в соответствии с нормами, ему назначается пенсия. Формулирование индивидуального предписания о назначении выплаты и есть индивидуализация общих норм в отношении к конкретному гражданину. Посредством соответствующего нормативного акта за сторонами-участниками отношений закрепляются соответствующие субъективные юридические права и обязанности.

После принятия решения о назначении пенсии гражданин становится носителем субъективного (индивидуального) права на получение выплат. При этом учреждение соцобеспечения наделяется субъективной обязанностью по начислению и выплате пенсии.

Как правило, правовое регулирование исчерпывает себя действием механизма реализации юридических норм.

Третий этап нормативного контроля предусматривает применение санкций. В этом случае имеет место неправомерное поведение. В качестве юридического основания для использования санкций выступает нарушение юридического положения, норма, посредством которой устанавливается ответственность за нарушения.

Комментарии