Схема ВАЗ 2112 с описанием и фото

Хэтчбек ВАЗ-2112 был очень популярной моделью в свое время. В этой статье мы подробно разберем электрические схемы ВАЗ-2112, чтобы каждый автолюбитель мог самостоятельно проводить диагностику и ремонт.

Краткая история модели ВАЗ-2112

ВАЗ-2112 - это популярная модель российского автопроизводителя, которая выпускалась с 1998 по 2008 год на автозаводе в Тольятти. За это время было выпущено более 1 миллиона автомобилей ВАЗ-2112.

Основные модификации ВАЗ-2112:

  • ВАЗ-21120 - базовая модель с 16-клапанным двигателем;
  • ВАЗ-21121 - модификация с 8-клапанным двигателем;
  • ВАЗ-21124 - "спортивная" версия с увеличенной мощностью.

На разных комплектациях ВАЗ-2112 устанавливались бензиновые двигатели рабочим объемом 1,5 и 1,6 литра мощностью от 75 до 110 лошадиных сил. Коробки передач - 5-ти ступенчатые механические или 4-х ступенчатые автоматические.

Обзор электрооборудования ВАЗ-2112

Рассмотрим основные системы электрооборудования хэтчбека ВАЗ-2112:

Система зажигания

На ВАЗ-2112 устанавливалась система распределенного впрыска топлива. Управление работой двигателя осуществлял электронный блок (ЭБУ). Порядок работы цилиндров 1-4-2-3. Зажигание обеспечивается свечами и катушкой зажигания.

Система питания

Топливо подается из бака в двигатель с помощью электрического бензонасоса. Регулятор давления поддерживает давление в системе около 3 атм. Для очистки топлива используется фильтр.

Система охлаждения

Система жидкостного охлаждения двигателя состоит из радиатора, расширительного бачка, вентилятора, насоса. Жидкость циркулирует по контуру и отводит тепло от двигателя.

Система смазки

Масляный насос забирает масло из поддона и по каналам под давлением подает его к трущимся деталям двигателя. Фильтр очищает масло от механических примесей.

Система выхлопа

Отработавшие газы из цилиндров поступают в выхлопную систему и через глушитель выбрасываются в атмосферу. Установлен один глушитель и два лямбда-зонда.

Дополнительное электрооборудование

К дополнительному электрооборудованию ВАЗ-2112 относятся стеклоподъемники, центральный замок, стеклоочистители, обогреватели, освещение, аудиосистема и прочие устройства комфорта.

Общий вид электрических схем ВАЗ-2112

Электрические схемы ВАЗ-2112 включают в себя силовые цепи и цепи управления. Они содержат условные графические обозначения элементов и связей между ними.

Основные узлы и блоки на схемах:

  • АКБ - аккумуляторная батарея;
  • Генератор - для зарядки АКБ и питания бортсети;
  • ЭБУ - электронный блок управления;
  • Датчики - расположены на двигателе и в салоне.

Для обозначения цвета проводов используется цветовая расцветка или буквенные обозначения. Например: BL - синий, BN - коричневый. Также применяется нумерация контактов разъемов и дополнительных устройств.

Схема системы питания ВАЗ-2112

На схеме системы питания ВАЗ-2112 можно выделить следующие основные компоненты:

  • Топливный бак;
  • Бензонасос;
  • Фильтр тонкой очистки;
  • Форсунки;
  • Датчик уровня топлива;
  • Датчик детонации.

Питание бензонасоса осуществляется от реле в блоке предохранителей. При включении зажигания реле замыкает цепь и включает электробензонасос. Топливо забирается из бака и под давлением подается в топливную магистраль.

Далее топливо проходит через фильтр тонкой очистки, где отделяются механические примеси. После фильтра топливо поступает к форсункам, которые распыляют его во впускные каналы перед впускными клапанами.

Управление работой форсунок осуществляет электронный блок (ЭБУ). Он обрабатывает сигналы от различных датчиков и в нужный момент подает напряжение на форсунки для впрыска топлива.

В системе питания установлены датчик уровня топлива в баке и детонационный датчик. Датчик уровня передает сигнал в комбинацию приборов. Детонационный датчик фиксирует возникновение детонации в камерах сгорания.

Схема системы зажигания ВАЗ-2112

Система зажигания обеспечивает своевременное возникновение искры в свечах зажигания для воспламенения топливной смеси в цилиндрах. Основные элементы системы зажигания ВАЗ-2112:

  • Катушка зажигания - индуктивный преобразователь напряжения;
  • Высоковольтные провода - подают ток высокого напряжения к свечам;
  • Свечи зажигания - обеспечивают искрообразование в камере сгорания;
  • Датчики - фиксируют параметры работы системы.

Управление моментом искрообразования осуществляет электронный блок (ЭБУ). Он определяет оптимальный момент и подает сигнал на включение катушки зажигания. Та преобразует низковольтный сигнал в импульс высокого напряжения.

Этот импульс по высоковольтным проводам поступает к центральным электродам свечей зажигания и проскакивает искра на боковой электрод. Воспламеняется топливно-воздушная смесь в камере сгорания.

Для контроля параметров в системе зажигания установлен целый ряд датчиков - положения коленчатого вала, положения распредвала, детонации и другие. Их сигналы используются блоком управления для оптимизации работы системы зажигания.

Схема системы охлаждения ВАЗ-2112

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2112 состоит из следующих компонентов:

  • Радиатор с расширительным бачком;
  • Водяной насос;
  • Вентилятор системы охлаждения;
  • Термостат;
  • Жидкостный шланги и трубки.

Принцип работы системы охлаждения заключается в следующем:

  1. Циркуляционный насос забирает охлаждающую жидкость из радиатора и подает ее к водяной рубашке двигателя.
  2. Жидкость охлаждает двигатель, нагреваясь при этом.
  3. Нагретая жидкость возвращается обратно в радиатор.
  4. В радиаторе жидкость охлаждается за счет обдува воздухом от вентилятора.
  5. Охлажденная жидкость снова забирается насосом для охлаждения двигателя.

Термостат служит для быстрого прогрева двигателя до рабочей температуры. При холодном двигателе он перекрывает часть контура, не пропуская жидкость в радиатор.

Таким образом осуществляется замкнутый контур циркуляции охлаждающей жидкости с отводом избыточного тепла через радиатор. Это позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя.

Схема системы смазки ВАЗ-2112

Система смазки обеспечивает подачу масла к трущимся деталям двигателя. Основные элементы системы смазки ВАЗ-2112:

  • Масляный насос;
  • Масляный фильтр;
  • Маслоприемник с масляным щупом;
  • Масляные каналы в блоке двигателя.

Работает система смазки следующим образом:

  1. Масляный насос через всасывающий трубопровод забирает масло из масляного поддона.
  2. Масло под давлением подается в масляный фильтр для очистки от примесей.
  3. После фильтра масло поступает в масляные каналы блока двигателя.
  4. Через каналы масло подается к подшипникам коленвала, клапанного механизма и другим узлам.
  5. В конце масло собирается в поддоне, откуда вновь забирается насосом.

Давление масла контролируется датчиком, а его уровень масла можно проверить с помощью масломерного щупа, не вынимая его из двигателя.

Схема системы выхлопа ВАЗ-2112

Система выхлопа служит для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя. Ее основные элементы на ВАЗ-2112:

  • Выхлопной коллектор;
  • Нейтрализатор;
  • Резонатор;
  • Глушитель.

Порядок работы системы выхлопа:

  1. Отработавшие газы из цилиндров поступают в выхлопной коллектор.
  2. Далее через фланцевое соединение газы попадают в нейтрализатор.
  3. В нейтрализаторе происходит очистка отработавших газов от вредных веществ.
  4. Затем газы проходят через резонатор, глушитель и выбрасываются в атмосферу.

Глушитель служит для уменьшения шума выхлопа. Резонатор и нейтрализатор снижают токсичность отработавших газов, выбрасываемых в атмосферу.

Схемы дополнительного электрооборудования ВАЗ-2112

Кроме основных систем, ВАЗ-2112 оснащался различным дополнительным электрооборудованием, обеспечивающим комфорт и безопасность:

  • Электростеклоподъемники;
  • Центральный замок;
  • Обогрев заднего стекла;
  • Аудиосистема;
  • Приборы освещения.

Электрические схемы этого оборудования достаточно просты. Например, обогреватель заднего стекла включается с помощью реле при нажатии на соответствующую кнопку. Ток подается непосредственно к нитям обогрева, встроенным в стекло.

Более сложна схема центрального замка с электроприводами. Здесь используются различные датчики и реле для обеспечения работы механизмов запирания дверей.

Схема включения приборов освещения и световой сигнализации также достаточно разветвленная. В ней задействовано множество различных выключателей, реле, предохранителей, ламп и проводки.

Комментарии