Электросхемы ВАЗ-21099: устройство, особенности

Электрика автомобилей ВАЗ-21099 имеет ряд характерных особенностей. Знание принципов работы и устройства электросхем поможет водителю самостоятельно диагностировать возникающие неисправности и во многих случаях устранить их. Давайте разберемся в этом подробнее.

Историческая справка о модели ВАЗ-21099

ВАЗ-21099 - одна из самых массовых моделей в семействе "классических" переднеприводных автомобилей Волжского автозавода. Эта модель на конвейере с 1990 по 2011 год. За 21 лет было выпущено 1 528 447 экземпляров.

Автомобиль оснащался двигателями объемом 1,5 и 1,7 литра, как карбюраторными, так и с распределенным впрыском топлива. Комплектовался как механическими, так и автоматическими коробками передач. Имел несколько вариантов оснащения салона с низкой и высокой панелью приборов.

ВАЗ-21099 стал продолжением "восьмерочной" линейки "Жигулей". От предшественника автомобиль унаследовал многие технические решения, в том числе в части электрооборудования.

Электрооборудование базовой комплектации ВАЗ-21099

Электросхема ВАЗ-21099 выполнена по однопроводной схеме, при которой все минусовые выводы потребителей электроэнергии объединены и подключены к кузову.

В базовый комплект электрооборудования 21099 модели входят:

  • Аккумуляторная батарея 6СТ-55А или аналогичная
  • Генератор на 37 А
  • Стартер мощностью 1,36 кВт
  • Катушка зажигания бесконтактная
  • Электронный блок управления двигателем
  • Коммутатор с электровентилятором отопителя
  • Выключатели, переключатели, реле
  • Проводка сечением от 0,35 до 2,5 мм2
  • Предохранители (12 шт.)

Дополнительно в зависимости от комплектации могут устанавливаться кондиционер, центральный замок, электростеклоподъемники, обогрев заднего стекла и другие опции.

Главные проблемы в электропроводке ВАЗ-21099

Несмотря на достаточно надежную в целом электросхему, у ВАЗ-21099 также есть типичные "больные места" в электрике, которые чаще всего выходят из строя.

  1. Проводка в моторном отсеке. Из-за вибраций, перепадов температур и влажности со временем теряет эластичность, нарушается изоляция.
  2. Гибкая печатная плата задних фонарей. Токопроводящие дорожки быстро стираются - теряется контакт с лампами.
  3. Датчики и исполнительные механизмы инжекторной системы. Чувствительны к качеству бензина, загрязнениям, перепадам напряжения.
  4. Концевые выключатели дверей, капота. Со временем изнашиваются, теряют плотность прилегания, начинают дребезжать и "хлопать".

Регулярный осмотр и своевременная замена таких элементов - залог надежной работы электрики автомобиля.

Электросхема ВАЗ-21099 низкой и высокой панели приборов

На ВАЗ-21099 встречаются два варианта оформления панели приборов: низкая от ВАЗ-2108 и более высокая, заимствованная у модели ВАЗ-2109 "Самара-2".

Высокая панель имеет ряд отличий:

  • Над панелью есть полка для установки автомагнитолы
  • Удобнее расположены органы управления отопителем
  • Лучше читаются показания приборов

В плане электрики при замене панели приходится менять часть проводки из-за другого расположения отдельных блоков автомобиля.

Знание особенностей электросхемы ВАЗ-21099 с разными типами панелей приборов поможет корректно произвести их замену и избежать конфликтов в электропроводке.

Особенности электрики в модификации с карбюратором

На ВАЗ-21099 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21083 мощностью 75 л.с. Он отличается простотой и надежностью, хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации в самых разных условиях.

От инжекторных моторов отличается тем, что подача топлива регулируется механически в соответствии с нагрузкой на двигатель. Электросхема проще за счет отсутствия электронных блоков управления.

При замене карбюратора основная задача - правильно отрегулировать проводку газа, обеспечить синхронность хода педали и дроссельных заслонок.

Электросхема ВАЗ-21099 с инжектором

C 1995 года на ВАЗ-21099 стали устанавливать 16-клапанный инжекторный двигатель ВАЗ-21126 в двух вариантах мощностью 82 и 87 л.с.

Подачей топлива управляет электронный блок, который обрабатывает сигналы датчиков - количества воздуха, температуры, положения дроссельной заслонки.

В электросхеме инжекторного двигателя появляются: блок управления, датчики кислорода, детонации, абсолютного давления во впускном коллекторе, электробензонасос, форсунки.

Установка автосигнализации

Многие владельцы ВАЗ-21099 устанавливают на свой автомобиль сигнализацию. Это позволяет надежно защитить машину от угона.

Подключение центрального блока сигнализации необходимо производить в соответствии со схемой электропроводки конкретной модификации автомобиля - с учетом наличия инжектора или карбюратора, типа панели приборов.

Основные подключения:

  • Питание от ACC или постоянного плюса
  • Масса на кузов
  • Выходы на сирену, датчики, световую сигнализацию
  • CAN-шина для взаимодействия с бортовой электроникой

Установка мультимедиа

Многие автолюбители желают оснастить свой ВАЗ-21099 современной мультимедийной системой - магнитолой, усилителем, сабвуфером, динамиками.

При выборе оборудования и его установке важно учитывать особенности электросхемы данной модели. Например, при замене панели приборов могут отличаться разъемы и расположение проводов аудиосистемы.

Правильный монтаж - залог качественного звучания и долговечной работы оборудования.

Замена ламп в фарах ВАЗ-21099

Со временем на ВАЗ-21099 могут перегореть лампы в фарах. Чаще всего это касается ламп дальнего света H4.

При замене важно соблюдать полярность и тип цоколя, указанные в документации для конкретной модификации. Неправильная установка может привести к выходу из строя электрики или оптики фар.

Последовательность замены:

  1. Открыть капот
  2. Извлечь защитную резиновую крышку фары
  3. Повернуть патрон лампы против часовой стрелки
  4. Вынуть неисправную лампу
  5. Вставить новую лампу, соблюдая маркировку цоколей
  6. Закрутить патрон по часовой стрелке до упора
  7. Установить резиновую крышку на место
  8. Проверить работу фар

Замена предохранителей

Предохранители в ВАЗ-21099 защищают электропроводку от коротких замыканий и перегрузок. Со временем они могут перегореть.

Признаки перегоревшего предохранителя:

  • Отказ соответствующей системы: стоп-сигналы, стеклоочистители, фары, etc
  • Нарушение контакта в держателе при проверке
  • Следы копоти/оплавления

Последовательность замены предохранителя:

  1. Определить номер перегоревшего предохранителя по схеме электропроводки
  2. Извлечь предохранитель из держателя
  3. Проверить целостность пластинки внутри старого предохранителя
  4. Установить новый предохранитель (того же номинала)

Проверка аккумулятора и генератора

Аккумулятор и генератор - важнейшие элементы электросистемы ВАЗ-21099. С их помощью обеспечиваются запуск двигателя, подзарядка и питание бортовой сети.

Для проверки напряжения аккумулятора используется вольтметр. Напряжение должно составлять не менее 12,6 В в ненагруженном состоянии.

Для проверки генератора после запуска двигателя замеряют выходное напряжение на его выводах - при скорости вращения коленвала не менее 1000 об/мин оно должно быть 13,7-14,7 В.

Ремонт блока управления двигателем

У инжекторных двигателей ВАЗ-21099 важнейший элемент - блок управления (контроллер), обеспечивающий работу системы впрыска топлива.

Признаки неисправности контроллера:

  • Двигатель нестабильно работает или глохнет
  • Повышенный расход топлива
  • Наличие ошибок в диагностическом разъеме (клемма 15)

В случае выхода из строя, блок управления подлежит ремонту или замене. Работу лучше доверить специалистам для правильной настройки и адаптации к конкретному автомобилю.

Комментарии