Что такое мышление?

Один из способов улучшить качество своей жизни, сделать эффективней деятельность - это обратить внимание на мышление. Данный познавательный процесс достаточно важен для человека. Поэтому необходимо знать, что такое мышление и как его развивать. Ведь от данного качества зависит очень много важных процессов в жизни человека.

Для начала стоит отметить, что мышление - это процесс, позволяющий получать знания об окружающей среде, основываясь на выводах, суждениях, умозаключениях. Также здесь стоит сказать о категоризации, то есть, если человек думает о какой-либо вещи, это значит, что он уже ее оценил, причислил к определенной категории. К примеру, смотря на растения, субъект уже, чаще всего, причислил его к какой-то группе, думает о нем и размышляет. Таким образом, люди познают окружающий мир. Нужно сказать, что данный психический процесс присутствует практически во всех видах деятельности человека (труд, учеба, игра, общение и т. д.), а также неразрывно связано с речью.

Говоря о том, что такое мышление, необходимо отметить, что оно очень тесно связано с творческим преображением действительности и решением разнообразных задач. Данный психический процесс совершается в мыслительных операциях и умственных действиях. К ним относят анализ, сравнение, синтез, обобщение и т. д. Часто человек не осознает их, однако, при желании их достаточно легко отследить. К примеру, при решении задачи для начала необходимо разделить ее на несколько частей (условие и вопрос), то есть проанализировать.

Для того чтобы глубже понять данный познавательный процесс, нужно знать, какие бывают свойства мышления. Так, для начала следует отметить рефлективность. То есть мышление работает не только с внешними образами, но и может быть направлено внутрь себя, на эмоции, чувства, переживания человека. Если выразиться иначе, то в сознании оно репрезентирует мир для человека.

Помимо этого, мышление имеет направленность. Это означает, что оно обязательно отвечает на какой-либо (не всегда целесообразный) вопрос. Таким образом, проявляется начало осмысления. Ценность вопросов заключается в том, что, если человек начинает спрашивать, то он активно думает. Также мышление может проявляться в позитивной форме (что в произошедшем можно найти хорошее?) и в негативной (что здесь плохого?). Проблематизация очень важна при поиске решений определенной задачи.

Говоря о том, что такое мышление, нужно отметить такое его свойство, как логичность. При этом оно не всегда может быть объективно. Данный познавательный процесс развивается не в результате заучивания, а благодаря пониманию. Мышление может быть развито и неразвито. Последнее, чаще всего, встречается у детей. Так, в психологии выделено несколько стадий онтогенеза этого познавательного процесса. У детей от года до двух психолог Пиаже выделил стадию развития сенсомоторного интеллекта. В это время малыши начинают учиться воспринимать окружающие предметы, осмысливать их свойства, признаки.

Далее нужно сказать о том, что такое мышление операциональное. В норме у детей до 7 лет проходит стадия развития данного вида мыслительной деятельности. Здесь развивается наглядное мышление и речь. На данной стадии проявляются и некоторые особенности мышления, среди которых ошибочная классификация, проводимая по второстепенным или случайным признакам.

Далее до младшего подросткового возраста начинает формироваться умение выполнять конкретные операции. В этом возрасте дети уже могут логически объяснять причины своих поступков, обосновывать свою точку зрения. С 11-12 лет начинается стадия, на которой формируются способности к рассуждению, выполнению операций в уме. При нормальном развитии у человека таким образом внешнее действие поэтапно превращается во внутреннее.

Комментарии