Промывка автомобильного катализатора: быстро и эффективно
Своевременная промывка катализатора позволяет продлить срок его службы, сэкономить на расходе топлива и снизить вредные выбросы в атмосферу. В данной статье мы рассмотрим основные способы самостоятельной очистки катализатора - механический, химический и с помощью специальных аэрозолей и жидких присадок.
Назначение катализатора и когда его надо мыть
Катализатор предназначен для очистки отработавших газов, удаления из них оксидов азота, несгоревших углеводородов и других вредных веществ. Со временем ячейки катализатора забиваются сажей и нагаром, что приводит к потере его эффективности.
Признаками загрязнения катализатора являются:
- повышенный расход топлива;
- трудности с запуском двигателя;
- неровная работа мотора, перебои;
- изменение цвета выхлопа.
Для сохранения работоспособности катализатора рекомендуется проводить его профилактическую очистку каждые 30-50 тысяч километров пробега, не дожидаясь появления вышеперечисленных признаков.
Способы профилактической промывки без снятия
Для очистки катализатора без демонтажа применяют специальные присадки и аэрозоли. Например, препарат Catalytic-System Clean
немецкой фирмы Liqui Moly
. Он эффективно удаляет нагар и смолы при добавлении в топливо.
Другой популярный вариант - американская присадка Hi-Gear HG3270
. 300 мл средства рассчитано на 70 литров бензина. Жидкость просто выливается в бак перед заправкой, затем в процессе езды катализатор очищается сам.
Самостоятельная промывка снятого катализатора
Если катализатор сильно загрязнен, эффективнее снять его и выполнить очистку вручную. Потребуются такие инструменты и материалы:
- набор ключей;
- отвертка;
- молоток;
- наждачная бумага;
- щетки;
- компрессор;
- специальные очищающие средства (аэрозоли, керосин, ацетон и др.).
Порядок действий следующий:
- Заглушить двигатель и дать ему остыть.
- Отсоединить лямбда-зонды.
- Открутить гайки крепления катализатора.
- Достать катализатор из выхлопной системы.
- Проверить целостность катализатора (постучать молотком).
- Очистить катализатор выбранным способом.
- Установить на место.
При работе нужно соблюдать осторожность, не повредить хрупкую керамику. Надеть защитные очки и перчатки.
Далее рассмотрим основные способы очистки снятого катализатора - механический и химический.
Механическая очистка катализатора
Механическая очистка подразумевает удаление отложений с помощью абразивных материалов - наждачной бумаги, щеток, скребков. Процесс можно усилить с помощью компрессора.
Такой способ хорошо подходит при небольшом загрязнении наружных поверхностей катализатора. Однако минус в том, что не удается качественно почистить глубоко расположенные внутренние полости.
Последовательность действий:
- Аккуратно протереть доступные поверхности наждачной бумагой.
- Воспользоваться щетками и скребками для труднодоступных мест.
- Продуть сжатым воздухом из компрессора.
- При необходимости повторить процедуру.
Не следует прикладывать больших усилий, чтобы не повредить элементы конструкции. При сильных загрязнениях лучше использовать химические методы очистки.
Химические средства для промывки катализатора
Для химической промывки катализаторов применяют такие вещества:
Средство | Описание |
Ацетон | Эффективно растворяет нагар и смолы. Нужно разбавлять керосином или соляркой в пропорции 1:4. |
Керосин | Хорошо проникает в щели, удаляет маслянистые отложения. Оставить на 12-24 часа. |
Жидкость для промывки карбюраторов | Практичный вариант, не повреждает каталитическое покрытие. |
Технология обработки:
- Полить выбранным составом ячейки катализатора.
- Оставить на воздухе на необходимое время.
- Тщательно промыть струей воды.
- Просушить с помощью компрессора.
При сильном загрязнении процедуру повторить. Обязательно соблюдать меры предосторожности при работе с химическими веществами!
Что делать, если промывка не помогла
Если после проведения всех процедур по очистке катализатор продолжает работать некорректно, значит его ресурс полностью исчерпан.
Существует "народный" метод - пробивание дополнительных отверстий в забитом катализаторе с помощью металлического стержня. Однако специалисты категорически не рекомендуют прибегать к таким мерам!
Агрессивное механическое вмешательство в конструкцию устройства приведет к следующим последствиям:
- Отказ системы нейтрализации отработавших газов;
- Увеличенный расход топлива;
- Повышенный уровень шума из выхлопной трубы;
- Нарушение экологических показателей;
- Выход из строя деталей двигателя из-за повышенных нагрузок.
Поэтому в данной ситуации правильнее установить на автомобиль новый оригинальный катализатор.
Для экономии средств можно приобрести катализатор-"аналог" с аналогичными рабочими характеристиками. Это будет более дешевый, но вполне работоспособный вариант.
Правильная эксплуатация катализатора
Чтобы максимально продлить срок службы катализатора и избежать дорогостоящих ремонтов, рекомендуется придерживаться таких правил:
- Регулярно менять масло в ДВС согласно регламенту
- Использовать только качественное топливо без примесей
- Не эксплуатировать автомобиль с неисправным двигателем
- Избегать длительной езды с прогретым двигателем на оборотах холостого хода
При появлении первых признаков загрязнения нужно сразу промывка катализатора или запланировать замену агрегата в автосервисе.
Замена катализатора
Несмотря на все старания, ресурс любого катализатора рано или поздно подойдет к концу. Срок службы во многом зависит от условий эксплуатации и качества самой запчасти.
Критериями для замены катализатора автомобиля являются:
- Пробег более 150 000 км
- Неэффективность очистки и восстановления
- Механические повреждения корпуса или внутренних элементов
- Отсутствие нужного уровня очистки отработавших газов
Установкой нового катализатора лучше доверить квалифицированным автомастерам в сервисном центре. Сделать это своими руками возможно, но потребует определенных навыков и инструментов.