Существует ли Бог для современного западного человека?

В споре, как известно, рождается истина. Пока не наступила эпоха тотального контроля Римско-католической Церкви над мыслями и высказываниями людей, в западноевропейском обществе велись дискуссии на тему, существует ли Бог. Еще со времен Древней Греции были сформулированы основные доказательства в пользу существования некоей высшей силы. Это метафизические и логические аргументы. Естественно, они приводились философами не для доказательства наличия какого-нибудь Зевса или Осириса, но предполагали наличие иного мира и, самое главное, единого Творца нашей Вселенной, в которой мы живем.

Как мы видим, уже с самого начала мыслители в своих логических выкладках о том, существует ли Бог, пошли несколько ошибочным путем. Их рассуждения строились на не совсем очевидной аксиоме, что если иная жизнь существует, то ее устроитель неминуемо должен быть творцом и этой. Большинство мировых религий зиждется на том, что есть «Творец универсума, мира видимого и невидимого». Но если некто построил здание, из этого еще не следует, что он же воздвиг и совершенное иное сооружение. Тем более что у второго строения выявилось множество «архитектурных огрехов».

Несовершенство материального мира слишком очевидно, чтобы считать его идеально обустроенным. Поэтому те, кто пытался доказать, что Бог существует, неминуемо сталкивались с проблемами теодицеи, то есть с оправданием Творца за существование зла. Известный богослов Средневековья, Фома Аквинский, разработал пять основных доказательств бытия высшего разума и привел свои соображения касательно того, почему в жизни есть зло. Будучи Всеблагим, Бог (существование которого доказывается благодаря пяти довольно слабым с точки зрения логики причинам, приведенным Аквинатом) хочет, чтобы в мире торжествовало благо. Однако творение отделено от Создателя, следовательно, оно уже не совершенно. Там, где есть свет, есть и тень (хотя тень на самом деле создает предмет, поглощающий энергию излучения). Где есть здоровье, там есть и болезнь (еще более слабый тезис, поскольку болезнь здесь рассматривается как «недостаток здоровья», а не собственно недуг).

Выводы «Суммы теологии» Аквинского, стремящиеся дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, существует ли Бог, разбил немецкий философ И.Кант. Доказательство существования того, кто находится вне мира, не должно основываться на законах формальной логики. Она применима лишь для объяснения причинно-следственных связей между материальными объектами. И действительно, как только наступили времена, когда критика теологических посылок Римско-католической Церкви не влекла за собой мучительную казнь на костре, послышались аргументы и «contra».

Насмешники не скупились на яркие образы. Например, этолог Ричард Докинз в труде, посвященном иллюзорности веры, стремясь доказать, что Бога не существует, так оспаривает доказательство «по степени совершенства». Предположим, некто утверждает, что когда мы наблюдаем какие-то разрозненные объекты, то можем представить себе наиболее совершенный по своим качествам объект, то есть непогрешимое и всеблагое существо. «Однако мы также наблюдаем, что люди источают разные запахи. Следовательно, должен существовать превосходящий всех по запахам вонючка, которого назовем Богом…».

Все аргументы Церкви, пытающейся навязать веру во Всеблагого творца материального мира, зашли в тупик. Ученые доказали, что первопричиной возникновения Вселенной был «Большой Взрыв», а не Великий Творец. К тому же теория естественного отбора частично объясняет поступательное развитие жизни от простых организмов к сложным. Освободившийся из-под гнета церковных догм и полностью полагающийся на науку европеец, скорее всего, ответит на вопрос о том, существует ли Бог, отрицательно. Религия превратилась в культурный феномен и не более того. Но жажда – лучшее свидетельство того, что вода – есть. И если наша душа жаждет вечной жизни, значит, возможно, и существует этот иной мир. Вера в Бога – это, скорее, моральное требование, которое не нужно доказывать.

Комментарии