Объективный идеализм Платона и его роль в развитии теории познания

Платон был учеником древнегреческого мудреца Сократа, и в своей философии многое взял от учителя. Последний назвал собственный метод познания маевтикой, что можно приблизительно перевести как «родовспоможение». Акушер помогает матери родить дитя. Организм ребенка уже сформирован, а повитуха лишь способствует тому, чтобы он появился на свет. В применении к познанию, на месте малыша выступает истина, которая нам заранее известна, ведь она – родом из мира идей. Но поскольку наша душа находится под влиянием материального рассудка, нужно усилие – и наводящие вопросы мудреца-«акушера», чтобы человеческий разум «родил», а на самом деле припомнил то, что уже знал раньше. Объективный идеализм Платона исходит из сократовского учения маевтики и развивает его.

Прежде всего, философ формулирует учение о предвечном и первичном по отношению к материальному миру царстве идей, сущностей. Перед тем как сделать, к примеру, стол, мастер уже имеет в уме представление о некоей вещи, имеющей плоскую горизонтальную поверхность, возвышающуюся над землей. И неважно, какой именно предмет сделает мастер (колченогий, маленький, большой, простой или красиво инкрустированный, о четырех ножках или на одной). Главное, чтобы всякий, кто посмотрит на этот предмет, сказал, что это – стол, а не лампа, амфора и т.д. То есть, объективный идеализм Платона предполагает примат идей над конкретными вещами.

В горнем мире сущности пребывают вечно. Они находятся там до того, как найдя воплощение в аморфной материи, становятся вещами, и после того, как эти вещи старятся и распадаются, впадают в небытие. Как ни тяжело нам представить, что сущности iPod или ядерного реактора существовали до их изобретателей, объективный идеализм Платона утверждает, что так оно и есть: «эйдосы», сущности, просто воплощаются тогда, когда мы «готовы родить» их. Поэтому они объективны, неуничтожимы и бессметны, тогда как вещи – лишь эманации, несовершенные и тленные тени истинной реальности.

Человек, по Платону, существо двойственное. С одной стороны, его тело является частью материального мира, а с другой, он – субъект и духовная сущность родом из высшего царства. Глядя на какой-либо предмет, мы, прежде всего, фиксируем в уме его «эйдос». Посмотрев на двух кошек, человеческий ум сразу же постигает их родовое сходство (несмотря на то, что одна – маленькая и черная, а вторая – большая, рыжая и вообще, не самка, а кот). В нашем разуме, как утверждает объективный идеализм Платона, сохранились формы и понятия, с помощью которых люди распознают сущностное среди массы разрозненных конкретных объектов.

Учение Платона нашло своих последователей в философии и теории познания не только в античном мире, но и в Средние века и даже в Новое время. Чувственный метод постижения материального мира Платон считал неподлинным, поскольку восприятие конкретной вещи ощущениями не передает нам ее сути. Судить о чем-то на основании представлений, это все равно как слепцам ощупывать слона: один скажет, что это колонна, второй – что шланг, третий – что шершавая стена. Нужно нисходить от общего к частному, и такой метод называется дедукцией. Поэтому идеализм в философии предполагает наличие первичного Духа, который порождает видимый материальный мир, то есть некой всеобщности, создающей конкретное.

Таким образом, подлинное познание – это работа с идеями. Оперирование с сущностями и установление взаимосвязей между ними путем сравнения и аналогии получило название «диалектика». Платон применял такой образ: человек сидит перед стеной и наблюдает, как некто проносит сзади него какие-то предметы. Он пытается по теням, отбрасываемым на стену, угадать, что это такое. Таково наше познание. Философ считал, что предметы материального мира неистинны, что они являются «тенью» сущности, поскольку вещество, в котором эта сущность нашла воплощение, исказило ее. Лучше всего постигать умом вечные, но незримые глазу идеи, чем основываться на изучении единичных объектов. С тех пор всякий философ-идеалист это (в восприятии широкой общественности) далекий от истинных реалий человек, парящий в мире собственных фантазий.

Комментарии