Как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития: несколько проверенных советов

Задержка речевого развития - распространенная проблема у детей. Многие родители задаются вопросом, как эффективно заниматься дома с таким ребенком. В этой статье мы дадим несколько проверенных советов от логопедов, как организовать занятия с максимальной пользой.

Причины задержки речевого развития

Существует несколько основных причин, по которым у ребенка может наблюдаться задержка речевого развития:

  • Наследственность. Если в семье есть родственники с речевыми нарушениями, вероятность передачи по наследству повышается.
  • Осложнения во время беременности и родов, например асфиксия плода. Это может привести к поражению нервной системы и речевых центров мозга.
  • Хронические заболевания в раннем возрасте - частые ОРВИ, отиты. Они ослабляют ребенка и замедляют развитие.
  • Нарушения в работе головного мозга из-за родовых травм, инфекций или других причин.

Возрастные нормы речевого развития

Чтобы понять, есть ли у ребенка задержка речевого развития, нужно знать основные возрастные нормы. Вот ориентировочные показатели:

  1. К 1 году ребенок произносит первые слова.
  2. К полутора годам в активном словаре должно быть около 10-15 слов.
  3. К 2 годам появляется фразовая речь из 2-3 слов.
  4. К 3 годам словарный запас ребенка составляет примерно 200-300 слов.

Когда начинать занятия с ребенком

Не стоит ждать 3-летнего возраста, чтобы начать стимулировать речевое развитие. Гораздо эффективнее начать занятия при первых признаках отставания.

По мнению логопедов, активную работу с ребенком следует начинать уже в возрасте 12-18 месяцев, если наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Это позволяет быстрее преодолеть имеющиеся трудности, не доводя их до уровня стойких речевых расстройств.

Чем раньше вы начнете регулярные занятия с малышом дома, тем больше шансов добиться хороших результатов к 3-4 годам и избежать необходимости посещения логопеда.

Как часто и сколько времени заниматься

Оптимальная периодичность занятий по развитию речи с ребенком раннего возраста дома:

  • Каждый день по 10-15 минут
  • 2-3 раза в день по 5-7 минут

Ежедневная систематическая работа дает гораздо больший эффект, чем редкие длительные занятия. Но малышу тяжело удерживать внимание более 10-15 минут. Поэтому лучше проводить короткие занятия, но регулярно.

Возраст ребенка Длительность одного занятия
1-2 года 5-7 минут
2-3 года До 10 минут

Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома правильно? Прежде всего, нужно создать максимально комфортные условия.

Создание благоприятной обстановки для занятий

Где проводить занятия по развитию речи с малышом дома? Вариантов несколько:

  • В отдельном тихом помещении, чтобы ничего не отвлекало.
  • За обеденным столом во время кормления.
  • В спальне в утренние и вечерние часы.
  • В ванной во время купания.
  • В песочнице или на детской площадке, используя игрушки и другие предметы.

Главное, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, удобно и комфортно. Тогда он с большим желанием будет участвовать в занятиях и усваивать материал.

Игровая форма занятий по развитию речи

Любые упражнения для стимулирования речевого развития у малышей раннего возраста должны проводиться в игровой форме. Рекомендуется:

  • Использовать любимые игрушки ребенка, которые вызывают положительные эмоции и интерес.
  • Подключать игровые персонажи - кукол, мишек, которые тоже учатся говорить.
  • Часто менять виды деятельности во время занятия - петь, рисовать, играть в мяч.

Тогда ребенку не будет скучно, он охотно будет повторять задания и активно участвовать в процессе.

Развитие понимания речи

На первом этапе работы нужно развивать понимание обращенной речи. Для этого родителям рекомендуется:

  • Все свои действия и действия ребенка по ходу дня комментировать простыми словами и фразами: "Мама варит кашу", "Миша пошел гулять" и т.д.
  • Давать короткие поручения, просьбы и следить за их выполнением: "Принеси мячик", "Покажи ложку" и др.

Это позволит значительно расширить словарный запас ребенка в пассивном плане.

Формирование активной речи

После того как ребенок научится реагировать на обращенную речь взрослых, можно переходить к развитию собственно активной речи. Для этого нужно:

  • Называть все окружающие предметы, действия, признаки, качества.
  • Задавать наводящие вопросы, стимулируя к ответам.
  • Поощрять любые звукоподражания, лепет и попытки сформулировать слова или фразы.

Не стоит слишком критиковать ребенка за неправильное произношение. Важно стимулировать желание говорить, и со временем дикция наладится.

Развитие артикуляционного аппарата

Для нормального формирования звуковой стороны речи важно развивать подвижность речевого аппарата - губ, языка, неба. Это можно делать при помощи специальных упражнений:

  • "Заборчик" - улыбнуться, обнажив зубы.
  • "Хоботок" - вытянуть губы вперед трубочкой.
  • "Чашечка" - широко открыть рот.
  • "Часики" - раскачивать языком из стороны в сторону.
  • Произносить отдельные звуки, утрированно выделяя артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика поможет быстрее наладить правильное звукопроизношение у ребенка с проблемами речевого развития.

Дыхательная гимнастика

Неотъемлемый компонент занятий по развитию речи у малышей - дыхательная гимнастика. Это позволяет тренировать длительный плавный выдох, необходимый для речи. Вот несколько простых игр на развитие речевого дыхания:

  • Дутье на легкие предметы - ватные шарики, листочки, вертушки.
  • Надувание воздушных шаров, мыльных пузырей.
  • Аромадутье - нюхаем цветок и дуем на него.

Такие игры нравятся малышам, они с удовольствием их повторяют, а значит результат не заставит себя ждать.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух - это способность различать и дифференцировать звуки речи. У многих детей с проблемами речевого развития этот навык сформирован недостаточно. Для его улучшения полезно проводить следующие игры и упражнения:

  • Подбор картинок, в названии которых есть заданный звук.
  • Хлопки, когда в слове появляется нужный звук.
  • Отхлопывание ритма слов.
  • Придумывание слов на заданный звук.

Постепенное усложнение заданий позволит добиться хорошего фонематического развития.

Работа над просодической стороной речи

Кроме артикуляции, важно развивать просодику - эмоциональную выразительность речи. Для этого полезны упражнения на:

  • Изменение высоты и силы голоса - говорить тихо, громко, высоким и низким голосом.
  • Отстукивание ритма фраз при хлопках или ударах по барабану.

Такая тренировка речевого слуха и ритма улучшает восприятие интонационных сторон фраз.

Контроль за результатами занятий

Чтобы отслеживать динамику развития ребенка, родителям рекомендуется вести дневник занятий. Туда заносятся:

  • Даты и темы проведенных занятий.
  • Упражнения, которые выполнял ребенок.
  • Достигнутые за день результаты.

Это позволит наглядно сравнивать текущие показатели с возрастными нормами речевого развития.

Если заниматься ребенком задержкой речевого развития дома регулярно и правильно, можно добиться значительных улучшений. Однако в некоторых случаях требуется помощь специалистов.

Когда обращаться к специалистам

Показаниями для обращения к логопеду или дефектологу являются:

  • Отсутствие активной речи в возрасте после 2-3 лет.
  • Наличие стойких нарушений звукопроизношения к 5 годам.
  • Выраженное отставание по основным параметрам речевого развития.

Своевременное начало специальных коррекционных занятий значительно ускорит преодоление имеющихся проблем.

Использование картинного материала

Для развития речи детей полезно использовать наглядный материал - картинки, иллюстрации. Это может быть:

  • Рассматривание серий сюжетных картинок и составление рассказов по ним.
  • Подбор изображений на заданную тему или звук.
  • Игры с разрезными картинками - собирание из частей.

Такие задания стимулируют мышление, воображение и расширяют словарный запас ребенка.

Использование увлекательных игрушек

Чтобы поддерживать интерес малыша к занятиям по развитию речи, можно использовать интерактивные развивающие игрушки, например:

  • Роботизированные игрушки, реагирующие на звук и движение.
  • Музыкальные книжки и кубики.
  • Развивающие компьютерные игры с упражнениями на речь.

Такие игрушки привлекают внимание ребенка, заинтересовывают его, стимулируя желание говорить и отвечать.

Занятия на прогулках

Развитие речи ребенка можно проводить не только дома, но и во время прогулок на свежем воздухе. Для этого подойдут такие упражнения, как:

  • Называние объектов, мимо которых вы проходите.
  • Отгадывание загадок о явлениях природы.
  • Обсуждение увиденного: деревьев, цветов, животных.

Такая естественная речевая практика позволит закрепить полученные навыки.

Ролевые игры для развития речи

Эффективным методом тренировки устной речи являются ролевые игры, в которых ребенок выполняет определенную роль - продавца, врача, парикмахера. Это позволяет отрабатывать:

  • Формулы речевого этикета.
  • Умение вести диалог.
  • Навыки монологической речи.

Такая игра всегда вызывает интерес у детей. Главное - предоставить ребенку возможность побывать в разных ролях.

Чтение книг и рассказывание

Очень важно с самого раннего возраста читать малышам книжки, вместе рассматривать картинки и обсуждать прочитанное. Это развивает:

  • Слуховое внимание.
  • Понимание связной речи.
  • Воображение и мышление.
  • Интерес к художественным произведениям.

А по мере взросления можно предлагать пересказывать текст или инсценировать отрывки из сказок. Такие творческие задания очень полезны.

Наблюдение за окружающим

Полезно как можно чаще обращать внимание ребенка на различные мелочи в окружающей обстановке и явления за окном. Например:

  • Как поет птица за окном.
  • Как капает дождик.
  • Как дует ветер и качает деревья.

Такие наблюдения обогащают ребенка новыми впечатлениями и побуждают задавать вопросы, инициируя речевую активность.

Пение песен и чиение стихов

Запоминание и воспроизведение потешек, детских стихотворений и песенок также благотворно влияет на развитие речи. Это одновременно тренирует:

  • Память.
  • Мелодику и интонации.
  • Артикуляционную моторику.

Лучше выбирать несложные, веселые и ритмичные стихи или песенки. И конечно, самому регулярно их распевать вместе с малышом!

Закрепление материала

Все полученные на занятиях по развитию речи умения и навыки обязательно нужно закреплять. Для этого полезно:

  • Многократно повторять выученные стихи и потешки.
  • Играть в подвижные и сюжетно-ролевые игры.
  • Делать дидактические игры и упражнения по развитию речи.

Только постоянное применение и повторение помогают надежно закрепить речевые навыки.

Использование мультфильмов

Для развития речи детей также можно использовать мультипликационные и видеоматериалы. Это позволяет тренировать:

  • Зрительное и слуховое восприятие речи.
  • Понимание сюжета.
  • Эмоциональную выразительность.

Полезно сначала просматривать мультфильм, а затем обсуждать увиденное, задавая вопросы ребенку о персонажах и событиях.

Игры с мячом

Хорошо развивают речь различные подвижные игры с мячом на свежем воздухе. Это могут быть:

  • Перекидывание мяча друг другу с произнесением звуков или фраз.
  • Сюжетные игры типа "Мяч по кругу".

Активные игры улучшают координацию движений, внимание и быстроту реакции.

Театрализованные игры

Увлекательным занятием является постановка кукольных спектаклей или настольного театра. Это развивает:

  • Образную речь.
  • Эмоциональную выразительность.
  • Творческие способности.

Дети с удовольствием подбирают декорации, озвучивают героев, придумывают диалоги.

Логопедические праздники

Очень интересной формой занятий являются праздники, посвященные развитию речи. Можно организовывать:

  • День звука.
  • Праздник буквы.
  • Чтение стихов и инсценировки.

Такие мероприятия способствуют закреплению пройденного речевого материала в игровой форме.

В заключение, хочется отметить, что домашние занятия с ребенком, имеющим задержку речевого развития, являются важным и необходимым этапом в процессе коррекции и развития речи. Они помогают создать условия для стимуляции речевой активности ребенка, развития его коммуникативных навыков и общего интеллектуального развития.

При проведении домашних занятий следует придерживаться определенных правил и рекомендаций, таких как: установление эмоционального контакта с ребенком, создание комфортной и безопасной обстановки, использование разнообразных методов и приемов, учитывающих индивидуальные особенности и потребности ребенка. Важно помнить, что домашнее обучение должно быть систематическим и регулярным, а также проводиться в тесном сотрудничестве с логопедом или дефектологом.

В статье мы рассмотрели различные методы и техники работы с детьми с задержкой речевого развития в домашних условиях, а также упражнения для развития дыхания и голоса.

Успех в преодолении задержки речевого развития во многом зависит от участия и поддержки родителей. Необходимо проявлять терпение, понимание и любовь к своему ребенку, создавая благоприятную атмосферу для его развития и обучения.

Комментарии