Как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития: несколько проверенных советов
Задержка речевого развития - распространенная проблема у детей. Многие родители задаются вопросом, как эффективно заниматься дома с таким ребенком. В этой статье мы дадим несколько проверенных советов от логопедов, как организовать занятия с максимальной пользой.
Причины задержки речевого развития
Существует несколько основных причин, по которым у ребенка может наблюдаться задержка речевого развития:
- Наследственность. Если в семье есть родственники с речевыми нарушениями, вероятность передачи по наследству повышается.
- Осложнения во время беременности и родов, например асфиксия плода. Это может привести к поражению нервной системы и речевых центров мозга.
- Хронические заболевания в раннем возрасте - частые ОРВИ, отиты. Они ослабляют ребенка и замедляют развитие.
- Нарушения в работе головного мозга из-за родовых травм, инфекций или других причин.
Возрастные нормы речевого развития
Чтобы понять, есть ли у ребенка задержка речевого развития, нужно знать основные возрастные нормы. Вот ориентировочные показатели:
- К 1 году ребенок произносит первые слова.
- К полутора годам в активном словаре должно быть около 10-15 слов.
- К 2 годам появляется фразовая речь из 2-3 слов.
- К 3 годам словарный запас ребенка составляет примерно 200-300 слов.
Когда начинать занятия с ребенком
Не стоит ждать 3-летнего возраста, чтобы начать стимулировать речевое развитие. Гораздо эффективнее начать занятия при первых признаках отставания.
По мнению логопедов, активную работу с ребенком следует начинать уже в возрасте 12-18 месяцев, если наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Это позволяет быстрее преодолеть имеющиеся трудности, не доводя их до уровня стойких речевых расстройств.
Чем раньше вы начнете регулярные занятия с малышом дома, тем больше шансов добиться хороших результатов к 3-4 годам и избежать необходимости посещения логопеда.
Как часто и сколько времени заниматься
Оптимальная периодичность занятий по развитию речи с ребенком раннего возраста дома:
- Каждый день по 10-15 минут
- 2-3 раза в день по 5-7 минут
Ежедневная систематическая работа дает гораздо больший эффект, чем редкие длительные занятия. Но малышу тяжело удерживать внимание более 10-15 минут. Поэтому лучше проводить короткие занятия, но регулярно.
Возраст ребенка | Длительность одного занятия |
1-2 года | 5-7 минут |
2-3 года | До 10 минут |
Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома правильно? Прежде всего, нужно создать максимально комфортные условия.
Создание благоприятной обстановки для занятий
Где проводить занятия по развитию речи с малышом дома? Вариантов несколько:
- В отдельном тихом помещении, чтобы ничего не отвлекало.
- За обеденным столом во время кормления.
- В спальне в утренние и вечерние часы.
- В ванной во время купания.
- В песочнице или на детской площадке, используя игрушки и другие предметы.
Главное, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, удобно и комфортно. Тогда он с большим желанием будет участвовать в занятиях и усваивать материал.
Игровая форма занятий по развитию речи
Любые упражнения для стимулирования речевого развития у малышей раннего возраста должны проводиться в игровой форме. Рекомендуется:
- Использовать любимые игрушки ребенка, которые вызывают положительные эмоции и интерес.
- Подключать игровые персонажи - кукол, мишек, которые тоже учатся говорить.
- Часто менять виды деятельности во время занятия - петь, рисовать, играть в мяч.
Тогда ребенку не будет скучно, он охотно будет повторять задания и активно участвовать в процессе.
Развитие понимания речи
На первом этапе работы нужно развивать понимание обращенной речи. Для этого родителям рекомендуется:
- Все свои действия и действия ребенка по ходу дня комментировать простыми словами и фразами: "Мама варит кашу", "Миша пошел гулять" и т.д.
- Давать короткие поручения, просьбы и следить за их выполнением: "Принеси мячик", "Покажи ложку" и др.
Это позволит значительно расширить словарный запас ребенка в пассивном плане.
Формирование активной речи
После того как ребенок научится реагировать на обращенную речь взрослых, можно переходить к развитию собственно активной речи. Для этого нужно:
- Называть все окружающие предметы, действия, признаки, качества.
- Задавать наводящие вопросы, стимулируя к ответам.
- Поощрять любые звукоподражания, лепет и попытки сформулировать слова или фразы.
Не стоит слишком критиковать ребенка за неправильное произношение. Важно стимулировать желание говорить, и со временем дикция наладится.
Развитие артикуляционного аппарата
Для нормального формирования звуковой стороны речи важно развивать подвижность речевого аппарата - губ, языка, неба. Это можно делать при помощи специальных упражнений:
- "Заборчик" - улыбнуться, обнажив зубы.
- "Хоботок" - вытянуть губы вперед трубочкой.
- "Чашечка" - широко открыть рот.
- "Часики" - раскачивать языком из стороны в сторону.
- Произносить отдельные звуки, утрированно выделяя артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика поможет быстрее наладить правильное звукопроизношение у ребенка с проблемами речевого развития.
Дыхательная гимнастика
Неотъемлемый компонент занятий по развитию речи у малышей - дыхательная гимнастика. Это позволяет тренировать длительный плавный выдох, необходимый для речи. Вот несколько простых игр на развитие речевого дыхания:
- Дутье на легкие предметы - ватные шарики, листочки, вертушки.
- Надувание воздушных шаров, мыльных пузырей.
- Аромадутье - нюхаем цветок и дуем на него.
Такие игры нравятся малышам, они с удовольствием их повторяют, а значит результат не заставит себя ждать.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух - это способность различать и дифференцировать звуки речи. У многих детей с проблемами речевого развития этот навык сформирован недостаточно. Для его улучшения полезно проводить следующие игры и упражнения:
- Подбор картинок, в названии которых есть заданный звук.
- Хлопки, когда в слове появляется нужный звук.
- Отхлопывание ритма слов.
- Придумывание слов на заданный звук.
Постепенное усложнение заданий позволит добиться хорошего фонематического развития.
Работа над просодической стороной речи
Кроме артикуляции, важно развивать просодику - эмоциональную выразительность речи. Для этого полезны упражнения на:
- Изменение высоты и силы голоса - говорить тихо, громко, высоким и низким голосом.
- Отстукивание ритма фраз при хлопках или ударах по барабану.
Такая тренировка речевого слуха и ритма улучшает восприятие интонационных сторон фраз.
Контроль за результатами занятий
Чтобы отслеживать динамику развития ребенка, родителям рекомендуется вести дневник занятий. Туда заносятся:
- Даты и темы проведенных занятий.
- Упражнения, которые выполнял ребенок.
- Достигнутые за день результаты.
Это позволит наглядно сравнивать текущие показатели с возрастными нормами речевого развития.
Если заниматься ребенком задержкой речевого развития дома регулярно и правильно, можно добиться значительных улучшений. Однако в некоторых случаях требуется помощь специалистов.
Когда обращаться к специалистам
Показаниями для обращения к логопеду или дефектологу являются:
- Отсутствие активной речи в возрасте после 2-3 лет.
- Наличие стойких нарушений звукопроизношения к 5 годам.
- Выраженное отставание по основным параметрам речевого развития.
Своевременное начало специальных коррекционных занятий значительно ускорит преодоление имеющихся проблем.
Использование картинного материала
Для развития речи детей полезно использовать наглядный материал - картинки, иллюстрации. Это может быть:
- Рассматривание серий сюжетных картинок и составление рассказов по ним.
- Подбор изображений на заданную тему или звук.
- Игры с разрезными картинками - собирание из частей.
Такие задания стимулируют мышление, воображение и расширяют словарный запас ребенка.
Использование увлекательных игрушек
Чтобы поддерживать интерес малыша к занятиям по развитию речи, можно использовать интерактивные развивающие игрушки, например:
- Роботизированные игрушки, реагирующие на звук и движение.
- Музыкальные книжки и кубики.
- Развивающие компьютерные игры с упражнениями на речь.
Такие игрушки привлекают внимание ребенка, заинтересовывают его, стимулируя желание говорить и отвечать.
Занятия на прогулках
Развитие речи ребенка можно проводить не только дома, но и во время прогулок на свежем воздухе. Для этого подойдут такие упражнения, как:
- Называние объектов, мимо которых вы проходите.
- Отгадывание загадок о явлениях природы.
- Обсуждение увиденного: деревьев, цветов, животных.
Такая естественная речевая практика позволит закрепить полученные навыки.
Ролевые игры для развития речи
Эффективным методом тренировки устной речи являются ролевые игры, в которых ребенок выполняет определенную роль - продавца, врача, парикмахера. Это позволяет отрабатывать:
- Формулы речевого этикета.
- Умение вести диалог.
- Навыки монологической речи.
Такая игра всегда вызывает интерес у детей. Главное - предоставить ребенку возможность побывать в разных ролях.
Чтение книг и рассказывание
Очень важно с самого раннего возраста читать малышам книжки, вместе рассматривать картинки и обсуждать прочитанное. Это развивает:
- Слуховое внимание.
- Понимание связной речи.
- Воображение и мышление.
- Интерес к художественным произведениям.
А по мере взросления можно предлагать пересказывать текст или инсценировать отрывки из сказок. Такие творческие задания очень полезны.
Наблюдение за окружающим
Полезно как можно чаще обращать внимание ребенка на различные мелочи в окружающей обстановке и явления за окном. Например:
- Как поет птица за окном.
- Как капает дождик.
- Как дует ветер и качает деревья.
Такие наблюдения обогащают ребенка новыми впечатлениями и побуждают задавать вопросы, инициируя речевую активность.
Пение песен и чиение стихов
Запоминание и воспроизведение потешек, детских стихотворений и песенок также благотворно влияет на развитие речи. Это одновременно тренирует:
- Память.
- Мелодику и интонации.
- Артикуляционную моторику.
Лучше выбирать несложные, веселые и ритмичные стихи или песенки. И конечно, самому регулярно их распевать вместе с малышом!
Закрепление материала
Все полученные на занятиях по развитию речи умения и навыки обязательно нужно закреплять. Для этого полезно:
- Многократно повторять выученные стихи и потешки.
- Играть в подвижные и сюжетно-ролевые игры.
- Делать дидактические игры и упражнения по развитию речи.
Только постоянное применение и повторение помогают надежно закрепить речевые навыки.
Использование мультфильмов
Для развития речи детей также можно использовать мультипликационные и видеоматериалы. Это позволяет тренировать:
- Зрительное и слуховое восприятие речи.
- Понимание сюжета.
- Эмоциональную выразительность.
Полезно сначала просматривать мультфильм, а затем обсуждать увиденное, задавая вопросы ребенку о персонажах и событиях.
Игры с мячом
Хорошо развивают речь различные подвижные игры с мячом на свежем воздухе. Это могут быть:
- Перекидывание мяча друг другу с произнесением звуков или фраз.
- Сюжетные игры типа "Мяч по кругу".
Активные игры улучшают координацию движений, внимание и быстроту реакции.
Театрализованные игры
Увлекательным занятием является постановка кукольных спектаклей или настольного театра. Это развивает:
- Образную речь.
- Эмоциональную выразительность.
- Творческие способности.
Дети с удовольствием подбирают декорации, озвучивают героев, придумывают диалоги.
Логопедические праздники
Очень интересной формой занятий являются праздники, посвященные развитию речи. Можно организовывать:
- День звука.
- Праздник буквы.
- Чтение стихов и инсценировки.
Такие мероприятия способствуют закреплению пройденного речевого материала в игровой форме.
В заключение, хочется отметить, что домашние занятия с ребенком, имеющим задержку речевого развития, являются важным и необходимым этапом в процессе коррекции и развития речи. Они помогают создать условия для стимуляции речевой активности ребенка, развития его коммуникативных навыков и общего интеллектуального развития.
При проведении домашних занятий следует придерживаться определенных правил и рекомендаций, таких как: установление эмоционального контакта с ребенком, создание комфортной и безопасной обстановки, использование разнообразных методов и приемов, учитывающих индивидуальные особенности и потребности ребенка. Важно помнить, что домашнее обучение должно быть систематическим и регулярным, а также проводиться в тесном сотрудничестве с логопедом или дефектологом.
В статье мы рассмотрели различные методы и техники работы с детьми с задержкой речевого развития в домашних условиях, а также упражнения для развития дыхания и голоса.
Успех в преодолении задержки речевого развития во многом зависит от участия и поддержки родителей. Необходимо проявлять терпение, понимание и любовь к своему ребенку, создавая благоприятную атмосферу для его развития и обучения.