Что присуще федеративному государственному устройству? Признаки федеративного государственного устройства
Федеративное государственное устройство - оптимальная организация власти для больших и неоднородных государств. Оно позволяет совмещать преимущества сильной центральной власти и самостоятельности регионов. Но многие граждане имеют смутное представление об особенностях такой модели государства. Давайте разберемся, какие признаки присущи федеративному устройству.
Понятие федеративного государственного устройства
Федеративное государственное устройство - это форма территориально-государственного устройства, при которой субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью. При этом они входят в единую систему органов государственной власти.
Основным принципом организации власти в федеративном государстве является федерализм . Он предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром (общегосударственными органами) и субъектами федерации.
Отличия федеративного устройства от унитарного:
Федеративное устройство | Унитарное устройство |
- Наличие субъектов федерации с определенной самостоятельностью | - Отсутствие политически самостоятельных субъектов |
- Наличие собственной конституции у субъектов | - Отсутствие собственных конституций у регионов |
- Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями власти | - Сосредоточение всей полноты власти на федеральном уровне |
Субъектами федерации могут быть республики, края, области, округа. Они обладают государственной властью в пределах своей компетенции, установленной конституцией.
Ключевые признаки федеративного государства
Можно выделить ряд характерных черт, присущих федеративному государственному устройству:
- Наличие двух уровней государственной власти - федеральной (общегосударственной) и власти субъектов федерации;
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами;
- Наличие у субъектов федерации собственных конституций или иных учредительных актов;
- Право субъектов федерации принимать региональные законы;
- Участие субъектов в принятии решений на федеральном уровне через верхнюю палату парламента;
- Отсутствие у субъектов права свободного выхода из состава федерации.
Так, Конституция России закрепляет: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации".
А в Конституции Индии сказано: "Индийский Союз состоит из Штатов."
Распределение полномочий в федеративном государстве
В конституциях разных стран по-разному регулируется вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Можно выделить несколько моделей такого разграничения:
- Модель исчерпывающего перечня полномочий федерального центра. Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации. Такая модель реализована, например, в США.
- Модель исчерпывающего перечня полномочий субъектов. Все остальное находится в ведении федерального центра. Применяется, в частности, в Канаде.
- Модель раздельных перечней полномочий центра и субъектов по отраслевому принципу. Используется, к примеру, в Германии.
В федеративном государстве центральные органы, как правило, несут ответственность за вопросы обороны, внешней политики, эмиссии денег, федеральных налогов и сборов. А субъекты регулируют многие аспекты экономики, социальной сферы, местного самоуправления на своей территории.
4. Особенности законодательной власти в федерациях
Что присуще федеративному государственному устройству? Обязательным его признаком является наличие двухпалатного парламента. При этом нижняя палата формируется посредством всеобщих выборов, а верхняя представляет интересы регионов.
Верхняя палата в разных странах избирается либо законодательными собраниями субъектов федерации, либо населением этих регионов.
Например, в Совете Федерации РФ по 2 представителя от каждого субъекта назначаются региональными властями и законодательными собраниями.
Симметричные и асимметричные федерации
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов различают:
- Симметричные федерации, где все регионы обладают одинаковыми полномочиями и правами (США, ОАЭ);
- Асимметричные федерации с разными статусами субъектов (Россия, Индия).
Например, в России республики обладают правом иметь свои государственные языки и конституции. А для других субъектов такой возможности нет.
Также страна с федеративным государственным устройством может предоставлять особый статус отдельным автономиям или округам.
Способы образования федераций
Что присуще федеративному государственному устройству? В большинстве случаев федерации возникают либо путем преобразования унитарного государства, либо в результате объединения независимых территорий.
"Жесткие" и "мягкие" федерации
По степени самостоятельности субъектов различают:
- Жесткие федеративные государства, где регионы юридически не имеют права выхода из состава страны (Германия, Бразилия);
- Мягкие федерации, допускающие возможность изменения своего состава вплоть до отделения регионов (бывший СССР, современная Эфиопия).
Хотя формально конституции ряда стран закрепляют принцип территориальной целостности и запрет на сецессию. Но на практике это право может быть реализовано путем референдумов и переговоров (пример - распад Чехословакии).
Федеративное устройство России
Российская Федерация является примером федеративного государства смешанного типа. Ее субъекты сформированы по национально-территориальному признаку.
Конституция РФ закрепляет равноправие субъектов. Но на деле республики в составе России обладают бóльшими правами, чем края и области. То есть федеративное устройство РФ носит асимметричный характер.
При этом российские регионы не могут свободно выходить из состава Федерации. Таким образом, Россию можно классифицировать как "жесткую" федерацию.
Перспективы развития федерализма в РФ
Что присуще федеративному государственному устройству в России на современном этапе? В последние годы идет процесс постепенного укрепления "вертикали" власти и сужения полномочий регионов. Эксперты называют такую модель "управляемым федерализмом". Однако ряд политиков и ученых выступают за расширение прав российских регионов.
Интересные факты о федерациях мира
Несмотря на общие черты федеративного государственного устройства, каждая страна имеет свои особенности в этой сфере. Рассмотрим некоторые любопытные факты, касающиеся отдельных федераций:
Федеративное устройство США
США являются одной из старейших федераций в мире. Американская модель федерализма характеризуется высокой степенью независимости штатов в принятии решений по внутренней политике.
В то же время ряд вопросов, таких как гражданства, валютного регулирования, регулирования межштатной торговли, находятся исключительно в ведении федерального центра.
Особенности федеративного устройства Германии
Германия является примером децентрализованной федерации, где земли обладают широкими полномочиями. Например, они самостоятельно принимают решения в таких сферах как образование, культура, внутренняя безопасность.
При этом по вопросам изменения конституции требуется одобрение бундесрата, представляющего интересы земель.
Индия как асимметричная федерация
Индия представляет собой асимметричную модель федеративного государства. Разные штаты и союзные территории обладают неодинаковыми полномочиями и статусами.
Например, штат Джамму и Кашмир имел особый статус с высоким уровнем автономии. А союзные территории управляются непосредственно центральной администрацией и имеют меньше полномочий.
Уникальность федеративного устройства Канады
Канада интересна тем, что одна из ее провинций - Квебек - обладает особым статусом, закрепленным конституционно. Франкофоны Квебека неоднократно высказывали намерения отделиться от Канады.
Чтобы сохранить территориальную целостность страны, федеральное правительство пошло на беспрецедентные меры - предоставление Квебеку особых прав в области культуры и языка.