Ремонтные размеры поршней "ВАЗ-21083": руководство по ремонту

Двигатель - сердце любого автомобиля. От его исправной работы зависит комфорт и безопасность поездки. Узнайте в этой статье все о ремонтных размерах поршней "ВАЗ-21083" и особенностях ремонта этого распространенного двигателя.

1. Общая информация о двигателе ВАЗ-21083

Двигатель "ВАЗ-21083" был разработан в начале 1990-х годов специально для модели "ВАЗ-2108". Он пришел на смену морально устаревшему карбюраторному двигателю "ВАЗ-2106" и стал первым инжекторным мотором в линейке автозавода.

Двигатель "ВАЗ-21083" оснащался центральным впрыском топлива и 8-клапанным распредвалом. Его рабочий объем составляет 1,5 литра, максимальная мощность - 75 л.с. при 5400 об/мин.

Конструктивно двигатель имеет рядное расположение 4 цилиндров, чугунный блок с "мокрыми" гильзами, алюминиевую головку блока цилиндров, привод распредвала ремнем ГРМ.

В дальнейшем этот двигатель производился в различных модификациях для широкой линейки автомобилей ВАЗ - от "классики" и "Самары" до "Калины" и "Приоры".

Преимущества "ВАЗ-21083":

  • экономичность по расходу топлива;
  • повышенная по сравнению с карбюраторным аналогом мощность;
  • облегченный запуск двигателя при холодном пуску;
  • высокий ресурс при соблюдении регламентов обслуживания.

Недостатки:

  • неустойчивая работа на холостых оборотах из-за несовершенства системы управления;
  • чувствительность к качеству бензина;
  • повышенный износ деталей при неправильной эксплуатации.

2. Неисправности двигателя "ВАЗ-21083"

Основные неполадки "ВАЗ-21083" связаны с износом цилиндропоршневой группы, поскольку она работает в сложных термических и механических нагрузочных режимах.

Механическому износу в первую очередь подвергаются поршневые кольца. При этом уменьшается компрессия, резко возрастает расход масла, возникает дым на выхлопе, снижается мощность и динамика двигателя.

Частые причины выхода из строя поршневых колец:

  • разжижение масла от перегрева или применения некачественного масла;
  • попадание посторонних частиц в цилиндры при некачественном ремонте;
  • естественный износ от пробега.

Для своевременной диагностики проблем с поршневой группой следует обращать внимание на такие симптомы:

  1. повышенный расход масла;
  2. снижение компрессии в цилиндрах;
  3. дымный выхлоп;
  4. падение мощности и динамики;
  5. увеличенный люфт между поршнем и цилиндром.

При появлении подобных симптомов следует провести диагностику двигателя и при необходимости отремонтировать цилиндропоршневую группу, не доводя мотор до серьезных поломок.

3. Ремонтные размеры поршней "ВАЗ-21083"

Стандартный диаметр цилиндров на данном двигателе составляет 82 мм. Для увеличения ресурса блока цилиндров в условиях ремонта предусмотрены 2 ремонтных размера:

  • первый - 82,4 мм;
  • второй - 82,8 мм.

Соответственно для каждого ремонтного размера выпускается отдельный комплект поршней и поршневых колец увеличенного диаметра.

Маркировка поршней "ВАЗ-21083" включает в себя следующие обозначения:

Обозначение модели двигателя 2110
Номинальный диаметр 82
Высота блока цилиндров 452 мм

Ремонтный комплект подбирается по соответствующим значениям диаметра и высоты блока в зависимости от состояния конкретного двигателя. Например, ремонтный комплект для "ВАЗ-21083" на 0,4 мм будет иметь маркировку:

  • 21104;
  • диаметр цилиндров 82,4 мм;
  • высота блока 452 мм.

При выборе запчастей важно учитывать все нюансы маркировок, чтобы гарантировать полную взаимозаменяемость нового комплекта с вашим двигателем.

4. Замена изношенных поршневых колец

О необходимости замены ремонтные размеры поршней "ВАЗ-21083" свидетельствуют:

  • повышенное потребление масла;
  • снижение компрессии;
  • дымный выхлоп.

При этом рекомендуется менять сразу весь комплект поршневых колец - 2 компрессионных и 1 маслосъемное.

Пошаговая инструкция замены колец:

  1. Слить охлаждающую жидкость и отсоединить радиатор.
  2. Снять головку блока цилиндров.
  3. Вывернуть свечи зажигания.
  4. Снять шатуны с поршнями.
  5. Удалить старые кольца из поршневых канавок.

При установке новых колец важно соблюдать правильную последовательность их расположения в поршне:

  1. маслосъемное кольцо;
  2. нижнее компрессионное кольцо;
  3. верхнее компрессионное кольцо.

После замены колец и сборки двигателя рекомендуется обкатка в несколько сотен километров на средних оборотах для приработки цилиндропоршневой группы.

5. Раскоксовка поршневых колец

Карбюратор может закоксовать поршневые кольца из-за использования некачественного топлива, разжижения масла, длительных простоев двигателя.

Для раскоксовки поршневых колец применяют специальные составы:

  • Wynn's Engine Flush;
  • LIQUI MOLY Engine Flush;
  • STP Engine Flush.

Процедура раскоксовки выполняется следующим образом:

  1. Залить средство в систему охлаждения.
  2. Запустить и прогреть двигатель.
  3. Дать поработать 10-15 минут.
  4. Слить состав и промыть систему.

Перед применением обязательно изучите инструкцию производителя и строго соблюдайте меры предосторожности.

6. Расточка цилиндров

Руководства рекомендуют растачивать цилиндры, если износ превышает предельные значения или они имеют овальную форму. Расточку производят под следующий ремонтный размер с установкой соответствующего комплекта поршней.

Для качественного проведения руководства расточных работ потребуется:

  • расточной станок;
  • набор расточных резцов;
  • нутромер;
  • штангенциркуль.

Растачивание цилиндров - ответственная операция, требующая строгого соблюдения технологии для обеспечения геометрически правильной формы цилиндра и точного размера.

7. Тепловой зазор между поршнем и цилиндром

Для компенсации теплового расширения деталей цилиндропоршневой группы при работе двигателя между поршнями и гильзами выдерживается тепловой зазор.

Рекомендуемый зазор между поршнем и цилиндром "ВАЗ-21083" должен быть в пределах:

  • для компрессионных колец - 0,012-0,064 мм;
  • для маслосъемного кольца - 0,030-0,070 мм.

При меньших значениях возможен задир поршня о стенки цилиндра, при больших - падение компрессии и расход масла.

Тепловой зазор определяют специальным нутромером через отверстия под свечи зажигания.

8. Увеличение моторесурса

Ресурс двигателя "ВАЗ-21083" при штатной комплектации составляет 250-300 тыс. км. Для его увеличения рекомендуется:

  • использовать качественное масло класса не ниже SF;
  • регулярно менять масло;
  • не превышать интервалы замены расходных деталей.

8. Увеличение моторесурса

Ресурс двигателя "ВАЗ-21083" при штатной комплектации составляет 250-300 тыс. км. Для его увеличения рекомендуется:

  • использовать качественное масло класса не ниже SF;
  • регулярно менять масло;
  • не превышать интервалы замены расходных деталей.

Качественные моторные масла

Для двигателя "ВАЗ-21083" оптимально подходят полусинтетические и синтетические моторные масла классов SL и SM со следующими характеристиками:

  • вязкость по SAE 5W-30 или 5W-40;
  • содержание сульфатной золы не более 1,6%;
  • щелочное число 8-9 мг KOH/г.

Рекомендуем обратить внимание на такие марки масел, как:

  • Mobil Super 3000 Formula SL 5W-30;
  • Castrol Magnatec Stop-Start 5W-30.

Периодичность замены масла

Регулярная своевременная замена масла - залог долговечности двигателя. Для "ВАЗ-21083" рекомендованы следующие интервалы:

  • при эксплуатации в условиях города - каждые 5-7 тыс. км;
  • в загородном цикле и на трассе - каждые 10-15 тыс. км.

Ориентироваться нужно на техническое состояние масла по данным анализа, а не только на пробег.

Замена расходных запчастей

Для поддержания исправности и ресурса двигателя "ВАЗ-21083" требуется периодическая замена таких элементов:

  • приводные ремни - 60-80 тыс. км;
  • свечи зажигания - 20-40 тыс. км;
  • топливный фильтр - каждые 15-20 тыс. км.

Также важно соблюдать периодичность замены масляного и воздушного фильтров, ОЖ, тормозной жидкости.

Профилактика и диагностика

Для своевременного выявления проблем в работе двигателя и планирования ремонтных работ необходимо регулярно проводить:

  • контроль компрессии в цилиндрах;
  • замер тепловых зазоров;
  • анализ продуктов износа по данным ФСА масла.

Комментарии