Шинные заводы России ищут пути развития в условиях санкций

Шинная промышленность России переживает непростые времена. В условиях санкций и ухода западных партнеров отечественные предприятия вынуждены искать новые решения и возможности для развития. Как российские шинные заводы адаптируются к новой реальности и что их ждет в будущем?

Текущее состояние шинной отрасли России

Шинная промышленность в России берет свое начало в 1930-х годах. Первым шинным заводом стал Ярославский завод, открытый в 1932 году. В последующие десятилетия отрасль активно развивалась, появлялись новые производства по всей стране. К настоящему времени в России действует более 10 крупных шинных предприятий, лидерами среди которых являются Ярославский шинный завод, объединение "Кама Тайрс" в Нижнекамске и завод "Нортек" в Барнауле.

По данным Росстата, в 2021 году в России было выпущено 26,9 млн шин и покрышек для легкового и грузового транспорта. Это выше показателей 2020 года на 26%. Основной объем шин производится в Центральном и Приволжском федеральном округе.

В январе – мае 2021 года в стране было произведено 26,9 млн шин и покрышек – на 26% выше 2020 года.

Однако весной 2022 года положение шинной отрасли России резко изменилось. На фоне введения санкций и логистических ограничений с российского рынка ушли такие крупные западные производители как Continental, Michelin, Goodyear, Bridgestone.

Крупнейшие иностранные производители покинули российский рынок шин в 2022 году:

  • Continental (Германия)
  • Michelin (Франция)
  • Bridgestone (Япония)
  • Yokohama (Япония)

Их уход по разным оценкам составляет около 30% рынка в денежном выражении. Это не могло не сказаться на ситуации в отрасли. Помимо снижения конкуренции, российским производителям пришлось оперативно налаживать альтернативные цепочки поставок комплектующих и сырья.

Крупнейшие российские производители и их стратегии

Ярославский шинный завод является старейшим предприятием отрасли в России, работает с 1932 года. Сегодня здесь производится 3 млн шин в год под маркой Cordiant, они пользуются спросом на внутреннем рынке и экспортируются более чем в 30 стран.

Для поддержания производства в новых условиях на ЯШЗ были предприняты следующие шаги:

  • Налажены новые каналы поставок сырья из Китая и стран ЕАЭС
  • Увеличен запас комплектующих на складах
  • Проведена частичная замена импортных материалов на отечественные аналоги

Еще одним крупным российским игроком является шинный блок Kama Tyres, входящий в ПАО "Татнефть". Предприятие выпускает шины под марками КАМА и Viatti, его доля на российском рынке оценивается в 19%.

Для обеспечения бесперебойной работы Kama Tyres были приняты аналогичные меры по закупкам и импортозамещению, что позволило в текущем году не снижать объемы производства. Запланирован также запуск нескольких новых линий для расширения ассортимента продукции под собственными брендами.

Ярославский шинный завод 3 млн шин в год
Kama Tyres (Татнефть) 12,3 млн шин в 2021 году

Помимо двух лидеров, среди крупнейших российских производителей шин можно выделить "Алтайский шинный завод" (Нортек), АО "Волтайр-Пром", Омский и Воронежский шинные заводы. Все они также работают над расширением локализации и импортозамещения в новых экономических условиях.

Поиск новых решений для развития отрасли

Для российских шинных заводов в 2022 году ключевыми задачами стали организация альтернативных поставок сырья, комплектующих и материалов, а также повышение степени локализации производства. Решением этих задач занимаются как крупные холдинги, так и отдельные заводы.

Закупки сырья

Основными источниками импортных поставок комплектующих сейчас являются Китай, страны ЕАЭС, Турция, Иран. Например, Ярославский шинный завод нарастил закупки текстильного корда у производителей из Белоруссии и Армении. Татнефть частично переориентировала сырьевые закупки на Bluestar (Китай).

Локализация производства

Ряд ключевых компонентов для шин уже производится в России, например:

  • синтетические каучуки
  • текстильный и полимерный корд
  • резиновые смеси

Однако остается зависимость от импортных поставок металлокорда, некоторых химикатов, технологического оборудования. Устранением этих пробелов занимаются отраслевые НИИ при поддержке государства.

Например, в Татарстане реализуется программа разработки отечественного производства бутилкаучука для замены импортного сырья. В Перми налажен выпуск металлокорда взамен поставок из Японии и Кореи. Аналогичные проекты реализуются и в других регионах.

Также российские производители активно перенимают технологический опыт из Китая и Индии для создания собственных инновационных решений в шинной сфере. Это позволит сократить технологическое отставание от ведущих мировых брендов.

Шинные заводы России постепенно наращивают производственную локализацию и импортозамещение.

Подводя итог, можно сказать, что российские шинные заводы в сложившихся условиях демонстрируют достаточную гибкость и способность адаптировать свои операционные процессы к внешним ограничениям. Это позволяет обеспечивать производственные мощности необходимыми ресурсами и сохранять выпуск шинной продукции для нужд отечественного авторынка.

Комментарии