Кран 395: назначение и устройство, технические характеристики, возможные неисправности
Кран машиниста 395 является одним из основных элементов пневматической системы управления тормозами на магистральных локомотивах стран СНГ. От правильной работы этого механизма зависит безопасность движения поездов. Давайте разберемся в назначении и устройстве этого важного узла.
Назначение крана машиниста 395
Кран машиниста 395 предназначен для управления процессами торможения и отпуска автоматических тормозов пассажирских локомотивов.
Основные функции крана 395:
- Зарядка и отпуск тормозов
- Поддержание давления при движении поезда
- Автоматическая ликвидация перезарядки
- Служебное торможение в различных режимах
- Экстренное торможение
Также в конструкцию крана 395 входит электрический контроллер, позволяющий управлять электропневматическим тормозом.
Устройство крана 395
Кран машиниста 395 состоит из пяти основных частей:
- Верхняя (золотниковая) часть
- Средняя (зеркало золотника) часть
- Нижняя (уравнительная) часть
- Редуктор (питательный клапан)
- Стабилизатор (дросселирующий клапан)
Рассмотрим назначение каждой из перечисленных частей подробнее.
В верхней части крана 395 располагается золотник - основная запорно-регулирующая деталь, с помощью которой осуществляется управление подачей сжатого воздуха. Золотник соединяется с ручкой управления и перемещается вместе с ней в различные рабочие положения.
Средняя часть представляет зеркало, по которому скользит золотник, открывая и перекрывая воздушные каналы, ведущие к различным узлам крана.
В нижней части крана 395 расположен уравнительный поршень с резиновыми уплотнениями и выпускным клапаном. Этот узел играет важную роль в создании разности давлений, приводящей в действие автоматические тормоза при управлении ими краном машиниста.
Редуктор включает питательный клапан, поддерживающий давление, необходимое для работы тормозов на ходу поезда. Также редуктор не допускает перезарядки системы выше установленных норм.
Наконец, стабилизатор является дроссельным клапаном, ограничивающим расход воздуха и стабилизирующим давление при переходных процессах.
Рабочие положения рукоятки управления
Кран машиниста 395 имеет семь основных рабочих положений, которые используются машинистом для выполнения различных операций с тормозами:
- Зарядка и отпуск тормозов
- Движение поезда
- Перекрыша без питания
- Перекрыша с питанием
- Служебное торможение
- Экстренное торможение
Рассмотрим действие крана 395 при каждом из перечисленных положений рукоятки.
Действие крана в положении "Зарядка и отпуск"
При переводе рукоятки управления в это положение золотник соединяет питательную магистраль с тормозной, обеспечивая прямой проход сжатого воздуха для зарядки тормозов. Одновременно воздух начинает поступать в полость над уравнительным поршнем и далее через дроссельное отверстие - в уравнительный резервуар.
Так как давление в полости над поршнем растет быстрее, чем в магистрали, поршень опускается, открывая дополнительный проход для наполнения тормозов. После завершения зарядки поршень поднимется, перекрывая этот канал.
Работа крана в положении "Движение поезда"
В этом положении золотник перекрывает непосредственный доступ воздуха в тормозную магистраль и к поршню. Давление подается только на питательный клапан редуктора и в уравнительный резервуар.
Как только заданный уровень будет достигнут, клапан перекроет подачу воздуха. Поршень будет автоматически поддерживать это давление в магистрали. При этом стабилизатор ограничивает расход, не давая системе перезарядиться.
Проверка крана 395
Для поддержания надежной работы крана 395 необходимо периодически выполнять его проверку следующим образом:
- Проконтролировать срабатывание механизма в каждом из рабочих положений
- Убедиться в герметичности соединений и уплотнений
- Проверить состояние воздушных фильтров, при необходимости заменить
- Выполнить тестовую зарядку и разрядку тормозной системы
- Зафиксировать показания давления и временные параметры процессов
- Сравнить полученные значения с нормативами
Такая проверка позволяет заблаговременно обнаружить возможные неисправности крана.
Неисправности крана 395
Среди типичных дефектов крана машиниста 395 встречаются:
- Заклинивание золотника
- Ослабление натяжения или поломка возвратных пружин
- Износ или повреждение уплотнительных элементов
- Засорение воздушных каналов и фильтров
Подобные неисправности приводят к нарушению герметичности и утечкам сжатого воздуха, падению или колебаниям давления в пневмосистеме, а также к отказам в работе крана и тормозов.
Для своевременного обнаружения и устранения дефектов необходимо проводить регулярное техническое обслуживание кранов машиниста в соответствии с установленным регламентом.
Регулировка механизмов крана 395
Для обеспечения стабильной работы крана 395 предусмотрена возможность регулировки таких его механизмов, как:
- Редуктор
- Стабилизатор
- Контроллер электропневматического тормоза (в модификациях с электроуправлением)
Выполняя регулировку в соответствии с инструкциями, можно задать необходимые параметры давления и временные характеристики процессов зарядки, поддержания и разрядки тормозной системы.
Техническое обслуживание крана 395
Регулярное техническое обслуживание позволяет поддерживать работоспособность и продлевать срок службы крана 395. В его рамках выполняют:
- Проверку герметичности резьбовых соединений
- Очистку и смазку подвижных деталей
- Замену изношенных уплотнительных элементов
- Промывку воздушных каналов и фильтров
- Регулировку механизмов и клапанов
Периодичность обслуживания зависит от интенсивности эксплуатации и устанавливается в соответствии с регламентом.
Возможные модификации крана 395
В процессе выпуска и эксплуатации в конструкцию крана 395 вносили различные усовершенствования. К основным модификациям относятся:
- Увеличение числа микровыключателей в контроллере
- Изменение схемы их включения
- Добавление дополнительных режимов (положений рукоятки)
- Модернизация отдельных узлов и клапанов
Эти усовершенствования повысили надежность крана 395 и расширили возможности его применения в различных пневматических системах управления тормозами.
Правила безопасной эксплуатации крана 395
Чтобы избежать травм и аварийных ситуаций при использовании крана 395, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- Перед началом движения убедиться в исправности крана путем проверки
- Не производить самостоятельный ремонт и регулировку
- Незамедлительно сообщать о возникающих неисправностях механизма
- Не использовать кран при обнаруженных утечках воздуха
Строгое следование инструкциям и правилам эксплуатации позволит обеспечить безаварийную работу крана машиниста 395.
Перспективы модернизации и замены крана 395
Несмотря на широкое использование, конструкция крана 395 постоянно совершенствуется. Рассматриваются варианты его модернизации или полной замены на более современные модели в будущем.
Основные направления усовершенствования:
- Повышение надежности и безотказности
- Увеличение срока службы деталей и узлов
- Расширение функциональных возможностей
- Упрощение и удешевление техобслуживания
Такая модернизация позволит значительно повысить эффективность применения кранов машиниста на железнодорожном транспорте.