Ведущий вид деятельности - что это такое?
Зачем нужно знать о ведущих видах деятельности детей? Как правильно строить взаимодействие с ребенком, чтобы способствовать его гармоничному развитию? Ответы на эти вопросы содержатся в теории о ведущих видах деятельности, разработанной выдающимися отечественными психологами.
История возникновения теории ведущей деятельности
Впервые термин «ведущая деятельность» был введен отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским в 1930-х годах применительно к дошкольному возрасту. В своей работе он писал:
Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, в процессе которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются психические процессы и происходят существенные изменения в структуре личности.
В дальнейшем, в 1940-х годах, идею ведущей деятельности развил другой выдающийся психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Он сформулировал так называемый «закон ведущей деятельности»:
На каждой стадии психического развития существует определенный вид деятельности, ведущий за собой изменение мотивационной сферы и являющийся главным фактором психического прогресса в данный период.
Так появилась идея о том, что в процессе взросления ребенка происходит смена нескольких ведущих видов деятельности. Каждый из них играет определяющую роль в психологическом развитии на конкретном этапе.
Структура и виды ведущей деятельности
Любой вид деятельности, претендующий на роль ведущей, должен иметь определенную структуру:
- возникновение потребности
- осознание потребности и формирование мотивации
- постановка цели
- выбор способов достижения цели
- планирование конкретных действий
- реализация действий
- удовлетворение возникшей потребности
При этом на разных этапах детства и юности в роли ведущей выступают различные виды деятельности:
Возраст | Ведущий вид деятельности |
0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение со взрослым |
1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность |
3-6(7) лет | Сюжетно-ролевая игра |
Рассмотрим некоторые из этих видов деятельности более подробно.
Непосредственное эмоциональное общение возникает у ребенка в возрасте до 1 года в процессе взаимодействия со взрослым (чаще всего с матерью) и является основой для дальнейшего полноценного развития.
В 1-3 года на первый план выходит предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок активно действует с игрушками и предметами, познавая их свойства. Это необходимо для развития мышления, речи, моторики.
А в возрасте 3-6 лет центральным видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра. В ней активно развиваются воображение, способность к творчеству, коммуникация с другими детьми.
Значение сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение для психологического развития дошкольника. В процессе игры ребенок берет на себя ту или иную роль, действует от имени выбранного персонажа. Это позволяет ему расширить рамки повседневного опыта и попробовать себя в новых амплуа.
Развитие воображения и фантазии
Играя разные роли, ребенок активно использует воображение - представляет себя в незнакомых ситуациях, придумывает действия от имени персонажа. Это стимулирует развитие творческих способностей.
В процессе игры дошкольник перенимает типичные модели поведения взрослых людей разных профессий. Это помогает ему осваивать социальные нормы.
Развитие речи и общения
Чтобы успешно играть вместе, дети вынуждены объяснять правила игры, распределять роли, согласовывать действия. Это способствует развитию коммуникативных навыков.
Около 6-7 лет у ребенка возникает потребность в получении новых знаний. На первый план выходит учебная деятельность, связанная с подготовкой к школе.
Признаки готовности к школьному обучению
Перед поступлением в школу у ребенка должны быть сформированы определенные навыки и умения: умение слушать и выполнять инструкции взрослого, способность сосредоточиться на задании, начальные навыки чтения, счета и письма.