Ведущий вид деятельности - что это такое?

Зачем нужно знать о ведущих видах деятельности детей? Как правильно строить взаимодействие с ребенком, чтобы способствовать его гармоничному развитию? Ответы на эти вопросы содержатся в теории о ведущих видах деятельности, разработанной выдающимися отечественными психологами.

История возникновения теории ведущей деятельности

Впервые термин «ведущая деятельность» был введен отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским в 1930-х годах применительно к дошкольному возрасту. В своей работе он писал:

Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, в процессе которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются психические процессы и происходят существенные изменения в структуре личности.

В дальнейшем, в 1940-х годах, идею ведущей деятельности развил другой выдающийся психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Он сформулировал так называемый «закон ведущей деятельности»:

На каждой стадии психического развития существует определенный вид деятельности, ведущий за собой изменение мотивационной сферы и являющийся главным фактором психического прогресса в данный период.

Так появилась идея о том, что в процессе взросления ребенка происходит смена нескольких ведущих видов деятельности. Каждый из них играет определяющую роль в психологическом развитии на конкретном этапе.

Структура и виды ведущей деятельности

Любой вид деятельности, претендующий на роль ведущей, должен иметь определенную структуру:

  • возникновение потребности
  • осознание потребности и формирование мотивации
  • постановка цели
  • выбор способов достижения цели
  • планирование конкретных действий
  • реализация действий
  • удовлетворение возникшей потребности

При этом на разных этапах детства и юности в роли ведущей выступают различные виды деятельности:

Возраст Ведущий вид деятельности
0-1 год Непосредственное эмоциональное общение со взрослым
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность
3-6(7) лет Сюжетно-ролевая игра

Рассмотрим некоторые из этих видов деятельности более подробно.

Непосредственное эмоциональное общение возникает у ребенка в возрасте до 1 года в процессе взаимодействия со взрослым (чаще всего с матерью) и является основой для дальнейшего полноценного развития.

В 1-3 года на первый план выходит предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок активно действует с игрушками и предметами, познавая их свойства. Это необходимо для развития мышления, речи, моторики.

А в возрасте 3-6 лет центральным видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра. В ней активно развиваются воображение, способность к творчеству, коммуникация с другими детьми.

Значение сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение для психологического развития дошкольника. В процессе игры ребенок берет на себя ту или иную роль, действует от имени выбранного персонажа. Это позволяет ему расширить рамки повседневного опыта и попробовать себя в новых амплуа.

Развитие воображения и фантазии

Играя разные роли, ребенок активно использует воображение - представляет себя в незнакомых ситуациях, придумывает действия от имени персонажа. Это стимулирует развитие творческих способностей.

В процессе игры дошкольник перенимает типичные модели поведения взрослых людей разных профессий. Это помогает ему осваивать социальные нормы.

Развитие речи и общения

Чтобы успешно играть вместе, дети вынуждены объяснять правила игры, распределять роли, согласовывать действия. Это способствует развитию коммуникативных навыков.

Около 6-7 лет у ребенка возникает потребность в получении новых знаний. На первый план выходит учебная деятельность, связанная с подготовкой к школе.

Признаки готовности к школьному обучению

Перед поступлением в школу у ребенка должны быть сформированы определенные навыки и умения: умение слушать и выполнять инструкции взрослого, способность сосредоточиться на задании, начальные навыки чтения, счета и письма.

Комментарии