Щеточный узел стартера: неисправности, их причины и способы устранения

Щеточный узел стартера - важный компонент, без которого невозможен запуск двигателя. Со временем щетки изнашиваются, что приводит к проблемам при запуске. Давайте разберемся, как устроен щеточный узел, почему он выходит из строя и как своевременно обнаружить неисправность.

Устройство и принцип работы щеточного узла стартера

Щеточный узел стартера предназначен для подачи тока от аккумулятора на обмотку возбуждения и обмотку втягивания якоря. Узел состоит из неподвижного корпуса, в котором размещены графитовые щетки с пружинами. Щетки прижимаются к коллектору на вращающемся якоре стартера.

Щеточный узел обеспечивает электрический контакт между неподвижными и вращающимися частями стартера при запуске двигателя.

Основные функции щеточного узла:

  • Передача тока от аккумулятора на обмотки якоря
  • Сглаживание пульсаций тока в электрической цепи
  • Компенсация несоосности валов якоря и коллектора
  • Гашение искр на коллекторе для предотвращения электрических помех

В щеточном узле используются графитовые щетки на основе электротехнического угольного порошка. Корпус узла чаще всего изготавливается из пластмассы.

Причины выхода из строя щеточного узла стартера

Со временем под действием высоких температур, искрения и механических нагрузок происходит естественный износ графитовых щеток. Кроме того, на работу узла влияют загрязнение и задиры на коллекторе якоря. Рассмотрим основные причины отказа щеточного узла:

  1. Механический износ графитовых щеток.
    Срок службы щеток зависит от материала и качества изготовления, интенсивности работы стартера.
  2. Электрический износ от искрения на коллекторе якоря. Приводит к оплавлению и разрушению рабочей части щеток.
  3. Загрязнение коллектора якоря продуктами износа и пылью. Ухудшает контакт и провоцирует повышенное искрение.
  4. Тепловое воздействие от нагрева якоря. Деформирует детали узла.

Наиболее быстрый выход щеточного узла из строя наблюдается в условиях повышенной влажности, запыленности или низких температур. Кроме того, на срок службы влияет качество и оригинальность запасных частей.

Признаки неисправного щеточного узла

По мере износа или повреждения щеток начинают проявляться признаки неисправной работы стартера:

  • Замедленное проворачивание и тихий характерный скрежет при запуске
  • Искрение под клеммами проводов на корпусе стартера
  • Запах горелой изоляции проводов и пластика в районе стартера
  • Быстрый износ нового комплекта щеток (менее 20 000 км пробега)

Постепенно стартер начинает "пробуксовывать" и происходят пропуски при включении. Двигатель не запускается с первой попытки или глохнет после запуска. В сложных случаях якорь вообще не вращается из-за сильного искрения или обгорания контактных поверхностей. Тогда требуется капитальный ремонт или замена стартера.

Пошаговая замена щеточного узла стартера

При появлении первых признаков неисправности не ждите полного отказа стартера. Своевременная замена щеточного узла поможет избежать дорогого ремонта и простоя автомобиля. Рассмотрим пошаговый алгоритм замены:

  1. Отсоедините аккумулятор. Это исключит опасность короткого замыкания
  2. Демонтируйте стартер с двигателя и снимите крепеж с корпуса
  3. Извлеките старый щеточный узел и коллектор якоря
  4. Очистите коллектор от загрязнений при помощи наждачной бумаги
  5. Установите новый узел и соберите стартер в обратном порядке
  6. Проверьте работу стартера и отсутствие искрения

При установке нового комплекта щеток рекомендуется зачистить коллектор наждачной бумагой для улучшения контакта. После замены для обкатки рекомендуется сделать 8-10 плавных пусков двигателя на 20-30 секунд каждый.

Марка автомобиля Модель стартера Артикул щеточного узла
ВАЗ 2108 2101-3708010 5110-3708010-11
ВАЗ 2110 3708.3708010-50 5112-3708310

В таблице приведены примеры артикулов щеточных узлов для некоторых моделей ВАЗ. При покупке обязательно уточняйте соответствие для вашего автомобиля.

Выбор нового щеточного узла стартера

При выборе замены старому щеточному узлу обращайте внимание на материал и качество изготовления новых щеток. Лучше отдать предпочтение оригинальным запчастям или проверенным аналогам от известных производителей.

  • Оригинальные узлы отличаются повышенным ресурсом, но стоят дороже неоригинальных
  • Качественные аналоги значительно дешевле, при сопоставимом ресурсе щеток
  • Дешевые неоригинальные узлы имеют минимальный ресурс.

Обратите внимание на наличие защитного электроизоляционного покрытия, предохраняющего от воздействия температуры и искрения. Это позволит увеличить срок службы нового комплекта щеток.

Особенности установки щеточного узла

При установке нового щеточного узла стартера обратите внимание на следующие нюансы:

  • Щетки должны свободно перемещаться в направляющих каналах
  • Пружины прижимают все щетки равномерно
  • Нет затираний и перекосов при вращении якоря
  • Фиксатор надежно удерживает узел от проворачивания

Обязательно предварительно зачистите коллектор наждачной бумагой. Перед первым запуском двигателя подайте напряжение на обмотки стартера на 5 секунд для обкатки щеток.

Продление срока службы щеточного узла

Чтобы максимально увеличить срок службы нового щеточного узла стартера рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Содержите стартер в чистоте, продувайте сжатым воздухом от пыли
  2. Используйте пусковой разряд аккумулятора не более 5 секунд
  3. Избегайте частых запусков при резко отрицательной температуре
  4. Проверяйте отсутствие люфтов валов и редуктора стартера
  5. Своевременно выявляйте и устраняйте причины перегрева или искрения стартера

Качественные оригинальные щетки и правильная эксплуатация позволят значительно увеличить интервалы между заменами щеточного узла.

Вопросы и ответы по замене узла

Рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы по замене щеточного узла стартера:

  • Вопрос: Как часто менять щеточный узел? Ответ: В среднем каждые 60-80 тысяч км пробега или раз в 3-4 года
  • Вопрос: Можно ли проверить узел без демонтажа стартера? Ответ: Да, узел доступен без демонтажа на многих моделях
  • Вопрос: Можно ли сточить старые щетки вместо замены? Ответ: Нет, механическая обработка щеток недопустима

Перед заменой узла обязательно посоветуйтесь со специалистом для правильного выбора запчастей и оценки объема предстоящих работ. Удачи в ремонте!

Комментарии