Сборка двигателя ВАЗ 2106: полное руководство для начинающих
Автолюбители часто сталкиваются с необходимостью разборки и сборки двигателя. Двигатель ВАЗ 2106 - один из самых распространенных в России, поэтому в этой инструктивной статье мы подробно рассмотрим все этапы его сборки после капитального ремонта.
1. Подготовка к сборке двигателя ВАЗ 2106
Перед тем как приступить к сборке двигателя ВАЗ 2106, необходимо подготовить все необходимые инструменты, материалы и запчасти.
Инструменты и материалы
Для сборки двигателя 2106 вам понадобятся:
- Комплект слесарных инструментов (гаечные ключи, отвертки, плоскогубцы и т.д.)
- Молоток, зубило
- Набор щупов для замера зазоров
- Струбцины, съемники поршневых колец
- Баллонный ключ для ввертывания свечей
- Вороток для поворота коленвала
- Нитро- или эмалевая краска
- Набор прокладок и сальников
- Шкурка с мелкой и крупной зернистостью
- Ветошь и обтирочный материал
- Двигательное масло, смазка
- Герметик для прокладок
- Растворитель
Проверка деталей и узлов
Перед сборкой важно тщательно проверить состояние всех деталей и узлов двигателя ВАЗ 2106. Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:
- Цилиндры должны быть расточены и их поверхность должна быть чистой, без рисок и задиров. Овальность и конусность цилиндров не должны превышать предельно допустимые значения.
- Поршни подбираются по размеру под расточенные цилиндры. Юбка поршня и днище должны быть чистыми, без следов задиров. Канавки под кольца не должны иметь наплывов металла и иметь четкие острые кромки.
- Коленчатый вал должен быть отбалансирован. Осевой и радиальный люфты вала должны быть в пределах нормы. Шатунные и коренные шейки не должны иметь задиров, овальности или конусности.
- Компрессионные и маслосъемные кольца должны комплектоваться строго под размер цилиндров и канавок поршней согласно маркировке.
Я думаю это не новость для всех тех, кто занимался отечественной техникой, так что не будет сюрпризом. А вот если вы беретесь первый раз за подобную работу, сразу закладывайте время, берите с собой термос кофе и перекус, так как шансов что все просто по схемам сработает не так уж много, хотя они и будут, безусловно полезными.
Как говорится в одном из источников, если вы впервые беретесь за сборку двигателя после капремонта, будьте готовы к тому, что не все пойдет гладко. В советской автомобильной промышленности допуски на детали были весьма вольными, а качество сборки часто оставляло желать лучшего. Поэтому процесс сборки потребует терпения и может занять больше времени, чем вы рассчитывали.
Выбор масел и рабочих жидкостей
Помимо проверки деталей и узлов, стоит заранее позаботиться о покупке необходимых эксплуатационных жидкостей:
- Моторное масло для заливки в двигатель. Рекомендуем использовать минеральные масла класса SAE10W-40 или 15W-40.
- Трансмиссионное масло для КПП и редуктора заднего моста
- Тормозная жидкость для гидропривода тормозов
- Антифриз для системы охлаждения. На ВАЗ 2106 можно применять как низкозамерзающие, так и тосолосодержащие антифризы.
Не пытайтесь экономить на качестве масел и жидкостей - это может плачевно сказаться на работе и ресурсе вашего свежесобранного двигателя.
2. Установка кривошипно-шатунного механизма
После того как блок цилиндров двигателя ВАЗ 2106, коленвала и другие узлы и агрегаты подготовлены, можно приступать непосредственно к монтажу кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Это один из наиболее важных и трудоемких этапов сборки.
Сборка поршневых групп
Начать нужно с комплектации поршневых групп. Сначала собираем поршень с шатуном. В моторах ВАЗ до 1990 года выпуска отметка "П" на днище поршня должна совпадать с направлением масляных каналов в шатуне. В более поздних моторах такая маркировка может отсутствовать.
Затем в поршень через специальное приспособление устанавливаем поршневой палец так, чтобы он вошел в отверстия в бобышках поршня. Палец предварительно смазываем моторным маслом. После этого можно устанавливать кольца в порядке:
- верхнее компрессионное кольцо (с канавкой)
- нижнее компрессионное кольцо
- маслосъемное кольцо (с расширителем или без)
Готовую поршневую группу устанавливаем в специальную стойку для дальнейшей сборки.
Поршни в цилиндры
Перед установкой поршней в цилиндры их рабочую поверхность и поверхность цилиндров необходимо смазать моторным маслом для обеспечения необходимого компрессионного давления при первом пуске двигателя. Поршни устанавливаются в следующем порядке:
- 1 цилиндр - передний ряд с выпуском вперед
- 2 цилиндр - передний ряд с выпуском назад
- 3 цилиндр - задний ряд с выпуском вперед
- 4 цилиндр - задний ряд с выпуском назад
При этом отметка "П" на днищах поршней должна быть направлена в сторону передней части двигателя. Это важно для правильной ориентации впрыска топлива и фаз газораспределения.
Далее одеваем шатуны на коленвал и фиксируем их при помощи крышек с подшипниками. Крышки затягиваем в два этапа и контролируем усилия затяжки динамометрическим ключом.
После сборки всего КШМ необходимо проверить осевой зазор вкладышей коленвала, люфт шатунных подшипников, свободное вращение коленвала и компрессию в каждом цилиндре.
В следующей части статьи мы подробно рассмотрим процесс установки коленвала, замены сальников и регулировки люфтов.