Сборка двигателя ВАЗ 2106: полное руководство для начинающих

Автолюбители часто сталкиваются с необходимостью разборки и сборки двигателя. Двигатель ВАЗ 2106 - один из самых распространенных в России, поэтому в этой инструктивной статье мы подробно рассмотрим все этапы его сборки после капитального ремонта.

1. Подготовка к сборке двигателя ВАЗ 2106

Перед тем как приступить к сборке двигателя ВАЗ 2106, необходимо подготовить все необходимые инструменты, материалы и запчасти.

Инструменты и материалы

Для сборки двигателя 2106 вам понадобятся:

  • Комплект слесарных инструментов (гаечные ключи, отвертки, плоскогубцы и т.д.)
  • Молоток, зубило
  • Набор щупов для замера зазоров
  • Струбцины, съемники поршневых колец
  • Баллонный ключ для ввертывания свечей
  • Вороток для поворота коленвала
  • Нитро- или эмалевая краска
  • Набор прокладок и сальников
  • Шкурка с мелкой и крупной зернистостью
  • Ветошь и обтирочный материал
  • Двигательное масло, смазка
  • Герметик для прокладок
  • Растворитель

Проверка деталей и узлов

Перед сборкой важно тщательно проверить состояние всех деталей и узлов двигателя ВАЗ 2106. Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

  1. Цилиндры должны быть расточены и их поверхность должна быть чистой, без рисок и задиров. Овальность и конусность цилиндров не должны превышать предельно допустимые значения.
  2. Поршни подбираются по размеру под расточенные цилиндры. Юбка поршня и днище должны быть чистыми, без следов задиров. Канавки под кольца не должны иметь наплывов металла и иметь четкие острые кромки.
  3. Коленчатый вал должен быть отбалансирован. Осевой и радиальный люфты вала должны быть в пределах нормы. Шатунные и коренные шейки не должны иметь задиров, овальности или конусности.
  4. Компрессионные и маслосъемные кольца должны комплектоваться строго под размер цилиндров и канавок поршней согласно маркировке.
Я думаю это не новость для всех тех, кто занимался отечественной техникой, так что не будет сюрпризом. А вот если вы беретесь первый раз за подобную работу, сразу закладывайте время, берите с собой термос кофе и перекус, так как шансов что все просто по схемам сработает не так уж много, хотя они и будут, безусловно полезными.

Как говорится в одном из источников, если вы впервые беретесь за сборку двигателя после капремонта, будьте готовы к тому, что не все пойдет гладко. В советской автомобильной промышленности допуски на детали были весьма вольными, а качество сборки часто оставляло желать лучшего. Поэтому процесс сборки потребует терпения и может занять больше времени, чем вы рассчитывали.

Выбор масел и рабочих жидкостей

Помимо проверки деталей и узлов, стоит заранее позаботиться о покупке необходимых эксплуатационных жидкостей:

  • Моторное масло для заливки в двигатель. Рекомендуем использовать минеральные масла класса SAE10W-40 или 15W-40.
  • Трансмиссионное масло для КПП и редуктора заднего моста
  • Тормозная жидкость для гидропривода тормозов
  • Антифриз для системы охлаждения. На ВАЗ 2106 можно применять как низкозамерзающие, так и тосолосодержащие антифризы.

Не пытайтесь экономить на качестве масел и жидкостей - это может плачевно сказаться на работе и ресурсе вашего свежесобранного двигателя.

2. Установка кривошипно-шатунного механизма

После того как блок цилиндров двигателя ВАЗ 2106, коленвала и другие узлы и агрегаты подготовлены, можно приступать непосредственно к монтажу кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Это один из наиболее важных и трудоемких этапов сборки.

Сборка поршневых групп

Начать нужно с комплектации поршневых групп. Сначала собираем поршень с шатуном. В моторах ВАЗ до 1990 года выпуска отметка "П" на днище поршня должна совпадать с направлением масляных каналов в шатуне. В более поздних моторах такая маркировка может отсутствовать.

Затем в поршень через специальное приспособление устанавливаем поршневой палец так, чтобы он вошел в отверстия в бобышках поршня. Палец предварительно смазываем моторным маслом. После этого можно устанавливать кольца в порядке:

  1. верхнее компрессионное кольцо (с канавкой)
  2. нижнее компрессионное кольцо
  3. маслосъемное кольцо (с расширителем или без)

Готовую поршневую группу устанавливаем в специальную стойку для дальнейшей сборки.

Поршни в цилиндры

Перед установкой поршней в цилиндры их рабочую поверхность и поверхность цилиндров необходимо смазать моторным маслом для обеспечения необходимого компрессионного давления при первом пуске двигателя. Поршни устанавливаются в следующем порядке:

  1. 1 цилиндр - передний ряд с выпуском вперед
  2. 2 цилиндр - передний ряд с выпуском назад
  3. 3 цилиндр - задний ряд с выпуском вперед
  4. 4 цилиндр - задний ряд с выпуском назад

При этом отметка "П" на днищах поршней должна быть направлена в сторону передней части двигателя. Это важно для правильной ориентации впрыска топлива и фаз газораспределения.

Далее одеваем шатуны на коленвал и фиксируем их при помощи крышек с подшипниками. Крышки затягиваем в два этапа и контролируем усилия затяжки динамометрическим ключом.

После сборки всего КШМ необходимо проверить осевой зазор вкладышей коленвала, люфт шатунных подшипников, свободное вращение коленвала и компрессию в каждом цилиндре.

В следующей части статьи мы подробно рассмотрим процесс установки коленвала, замены сальников и регулировки люфтов.

Комментарии