Уникальный "ВАЗ-2104" пикап: история создания и особенности
Небольшие грузовые автомобили на базе "ВАЗ-2104" выпускались в России ограниченными партиями в 1990-х годах. Узнать историю их создания и отличительные черты будет интересно как экспертам, так и всем ценителям отечественного автостроения.
Предпосылки создания пикапа на базе "ВАЗ-2104"
"ВАЗ-2104" пикап - мини-грузовик, созданный в 1993 году на базе популярной модели "ВАЗ-2104". Потребность в компактных и недорогих транспортных средствах для перевозки небольших грузов в условиях разрушающейся плановой экономики подтолкнула руководство АвтоВАЗа к идее конверсии части выпускаемых автомобилей в грузовой вариант.
В том же 1993 году, после "забракованных" экземпляров "ВАЗ-2304" (2704), ЗАО ВАЗинтерСервис выпустила новую модификацию четверки под индексом 21043-33.
На созданном в 1991 году предприятии "ВАЗинтерСервис" организовали производство пикапов на шасси "ВАЗ-2104" в кустарных условиях с использованием штатной комплектации базовой модели.
- Грузоподъемность 300 кг позволяла использовать "ВАЗ-2104" пикап для развозных задач.
- Удобный откидной задний борт облегчал погрузочно-разгрузочные работы.
- Низкая цена по сравнению с полноценными грузовиками стала решающим аргументом для покупателей.
По разным оценкам тираж модели 21043-33 составил от 500 до 2000 штук. Этого оказалось достаточно, чтобы "ВАЗ-пикап на базе 2104" на некоторое время заполнил нишу дешевых коммерческих автомобилей в условиях кризиса отечественной экономики.
Дизайн и оснащение модели ВАЗ 21043-33
Несмотря на грузовое предназначение, дизайн "ваз 2104 пикап" практически полностью повторял облик седана ВАЗ 2104, послужившего базой для переделки. Опытные образцы с элементами от ВАЗ 2304 так и не дошли до серийного производства.
Длина | 4100 мм |
Ширина | 1700 мм |
Высота | 1410 мм |
Габариты кузова с грузовым отсеком в задней части полностью совпадали с размерами донорского автомобиля. Отличия заключались в отсутствии задних дверей, пола багажника и заднего ряда сидений. Вместо них монтировалась metallam перегородка с откидным бортом.
"ваз 2104 пикап фото" демонстрирует абсолютное внешнее сходство коммерческой модификации с базовым седаном. Даже опытному взгляду определить грузовое предназначение автомобиля по внешнему виду практически невозможно.
Под капотом ВАЗ 21043-33 находился карбюраторный рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель ВАЗ-2104 объемом 1,5 литра и мощностью 75 л.с., агрегатированный с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Подвеска также была унаследована без изменений от базовой модели, за исключением незначительного усиления для компенсации возросших нагрузок.
Технология производства ВАЗ 2104 пикап
Производственный процесс создания грузового "ваз 2104 пикап" отличался кустарностью и поспешностью исполнения. Тем не менее, его наладка в условиях кризиса отечественного автопрома заслуживает уважения.
- Подготовка кузова ВАЗ 2104
- Резка и удаление задней части крыши, пола, панелей
- Установка металлических усилителей элементов шасси
- Сварка и шпаклевка мест стыковки новых панелей
- Финишная подготовка и окраска поверхностей
- Оборудование грузового отсека
- Установка обвязки платформы и откидного борта
Базовое шасси ВАЗ 2104 не претерпевало значительных конструктивных доработок при переделке в пикап. Это позволяло снизить материалоемкость и трудозатраты, что сказалось на относительно низкой стоимости готового изделия.
При этом качество сварки и доводки элементов кузова находилось на невысоком уровне. Экономия на каждой детали и технологической операции была вынужденной мерой в непростых экономических реалиях постперестроечного периода.
Тем не менее, несмотря на все издержки производственного процесса, малосерийный "ваз 2104 пикап" выпускался в течение 5 лет и пользовался вполне стабильным спросом в своей рыночной нише благодаря относительно низкой цене и утилитарным качествам.
Эксплуатационные характеристики модели
Несмотря на все недостатки, "ваз 2104 пикап" обладал рядом эксплуатационных преимуществ по сравнению с классическими грузовыми автомобилями.
- Компактные габариты позволяли легко маневрировать в городских условиях.
- Небольшой вес и мягкая подвеска делали "ваз 2104 пикап" достаточно комфортабельным.
- Установленный 1,5 литровый 75-сильный двигатель обеспечивал динамику на уровне легкового автомобиля.
Экономичный расход топлива также являлся безусловным достоинством модели ВАЗ 21043-33. По данному показателю грузовая "четверка" значительно опережала более тяжелые КамАЗы и ЗИЛы.
Конструктивные недостатки ВАЗ 2104 пикап
Однако в ходе эксплуатации проявился и ряд существенных недостатков конструкции не до конца продуманного грузовика:
- Заниженная грузоподъемность в 300 кг ограничивала области применения.
- Узкий и короткий кузов сильно ограничивал объем перевозимых грузов.
- Отсутствие тента и навесного оборудования затрудняли всесезонную эксплуатацию.
"пикап ваз 2104 своими руками" мог бы частично решить некоторые проблемы заводской модели ВАЗ. В частности, возможно было бы усилить задний мост, увеличить полезную нагрузку и объем платформы. Однако в серийном производстве подобное не предполагалось из соображений экономии средств.
Сохранившиеся экземпляры ВАЗ 21043-33
Сегодня найти сохранившиеся экземпляры "ваз 2104 пикап" представляет большую редкость. Причиной тому стали:
- Небольшой объем производства в 1990-х годах.
- Интенсивная эксплуатация в коммерческих целях.
- Отсутствие сервисной и ремонтной поддержки модели.
В результате подавляющее большинство автомобилей ВАЗ 21043 просто разбирали на запчасти после поломок или прогнивания кузова.
Тем ценнее сохранившиеся экземпляры, любовно восстановленные энтузиастами. Сегодня такие раритеты можно иногда встретить на автомобильных слетах или выставках.
Возможность создания современной модификации
Идея возрождения выпуска ВАЗ 21043-33 на современном уровне выглядит весьма заманчиво. Для реализации мечты автолюбителей о грузовой "Классике" потребуется решить следующие задачи:
- Разработка принципиально нового усиленного шасси под повышенные нагрузки.
- Обновление дизайна кузова с расширением грузового отсека.
- Установка современного экономичного двигателя и трансмиссии.
- Доработка подвески и рулевого управления для улучшения управляемости.
- Оснащение грузовой платформы съемным тентом, обвязкой и стойками.
При должном финансировании и заинтересованности производителя создание обновленного ВАЗ 2104 пикап вполне реально. Успех готовой модели на рынке во многом будет зависеть от соотношения цена/качество и ориентации на нужды целевой аудитории.