ГУР ЗИЛ-130: причины поломки, способы устранения, порядок сборки и разборки
ГУР ЗИЛ-130 - важнейший элемент системы рулевого управления грузовиков ЗИЛ. От его исправности зависит безопасность водителя и пассажиров. Давайте разберемся в основных причинах выхода ГУР ЗИЛ-130 из строя и способах устранения неисправностей своими руками.
1. Назначение и устройство ГУР ЗИЛ-130
Гидроусилитель руля (ГУР) ЗИЛ-130 предназначен для установки в систему рулевого управления грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и их модификаций. Основное его назначение - уменьшить усилия на рулевом колесе, особенно на неровных дорогах, повысить управляемость и безопасность.
ГУР ЗИЛ-130 может встречаться под каталожными номерами 130-3400020, 130-3405010, 4331-3400020, 4331-3400020-02.
По принципу работы ГУР ЗИЛ-130 относится к гидравлическим усилителям руля с рабочей жидкостью. В качестве источника давления используется шестеренчатый насос, приводимый от двигателя ременной передачей. Поток жидкости регулируется клапаном и поступает в гидроцилиндры, создавая усилие поворота колес.
Основные элементы ГУР ЗИЛ-130:
- Насос гидроусилителя
- Фильтр рабочей жидкости
- Рулевой механизм (редуктор, вал)
- Гидроцилиндры поворота колес
- Трубопроводы высокого давления
- Бачок рабочей жидкости
Рассмотрим подробнее устройство и работу основных элементов ГУР ЗИЛ-130.
2. Диагностика неисправностей
Признаки неисправности гидроусилителя руля ЗИЛ-130 могут проявляться в повышенном люфте рулевого колеса, тугом вращении на стоящей или движущейся машине, шумах в районе насоса, течи рабочей жидкости.
Прежде всего, следует проверить:
- Уровень рабочей жидкости в бачке - он должен быть между метками MIN и MAX
- Герметичность всех трубопроводов и шлангов - не должно быть подтеков масла
- Работу насоса гидроусилителя - звук должен быть ровным, без стуков
Также с помощью манометра проверяют давление в системе ГУР ЗИЛ-130 - оно должно быть в пределах 8-12 атмосфер.
3. Неисправности насоса
Наиболее распространенной причиной отказа гидроусилителя руля ЗИЛ-130 является выход из строя насоса. Это может быть связано с повреждением подшипников, износом рабочих шестерен или центробежных пластин.
Также насос перестает создавать необходимое давление при:
- проскальзывании или обрыве приводного ремня
- попадании воздуха в гидравлическую систему
Для устранения этих неисправностей может потребоваться частичная разборка насоса гидроусилителя и замена изношенных деталей.
4. Протечки через сальники и смазка из картера
Со временем в гидроусилителе руля ЗИЛ-130 изнашиваются резиновые уплотнители и сальники. Это приводит к течам рабочей жидкости через картер рулевого механизма.
Для устранения подобной неисправности гур ЗИЛ-130 нужно:
- Заменить поврежденные сальники
- Проверить затяжку крепежа крышки картера
- При необходимости долить или полностью заменить масло
На старых грузовиках ЗИЛ штатные сальники чаще всего приходится менять из-за их затвердевания от возраста или износа поверхности.
5. Неисправности рулевого механизма
Помимо насоса гидроусилителя, со временем могут изнашиваться детали самого рулевого механизма ЗИЛ-130. Это проявляется в увеличении люфта рулевого колеса, неточности поворота передних колес, заеданиях при вращении.
Типичные неисправности рулевого механизма гур ЗИЛ-130:
- Износ шарниров рулевых тяг
- Заклинивание шаровых опор вала
- Увеличенный люфт соединений из-за ослабления гаек
- Повреждение зубчатой рейки или шестерни
Для устранения этих дефектов требуется частичная разборка рулевого механизма и замена изношенных деталей. В сложных случаях - полная замена гур ЗИЛ-130.
6. Полная разборка ГУР ЗИЛ-130
Если неисправности гидроусилителя руля носят комплексный характер, может потребоваться его полная разборка и осмотр всех внутренних компонентов.
Последовательность полной разборки гур ЗИЛ-130:
- Слить рабочую жидкость из бачка в емкость
- Отсоединить все трубопроводы и шланги от насоса и рулевого механизма
- Снять крепления рулевой колонки и вынуть вал из редуктора
Далее разбираются отдельные узлы: насос, гидроцилиндры, клапанный блок. Проводится осмотр все деталей, замена изношенных.
7. Сборка ГУР ЗИЛ-130 после ремонта
Сборка гидроусилителя руля после разборки или ремонта - ответственный этап, от качества которого зависит работоспособность всего узла.
Важно: сборка ведется в чистом помещении с использованием калибровочных приспособлений.
Последовательность сборки гур ЗИЛ-130:
- Установка центрального вала в рулевой механизм
- Подсоединение гидроцилиндров и трубопроводов
- Монтаж и регулировка насоса гидроусилителя
Перед установкой заливается свежая рабочая жидкость. Обязательно проводятся тестовый прогон и проверка герметичности.
8. Профилактика и обслуживание
Для безотказной работы гидроусилитель руля ЗИЛ-130 требует периодического обслуживания и профилактики.
Рекомендуемая периодичность:
- Проверка креплений и состояния шлангов - 1 раз в месяц
- Замена фильтра рабочей жидкости - 1 раз в год или чаще
- Замена масла - 1 раз в 2 года
Своевременное обслуживание позволит продлить срок службы гур ЗИЛ-130 и избежать крупных поломок.
9. Покупка и установка нового ГУР
При значительном износе или выходе из строя гидроусилителя руля целесообразнее приобрести и установить новый гур ЗИЛ-130, чем пытаться отремонтировать старый.
При выборе обратите внимание на:
- Соответствие модели гидроусилителя модификации грузовика
- Наличие сертификатов и гарантии от производителя
- Комплектность поставки (насос, рулевой механизм, трубопроводы и пр.)
Установка нового ГУР ЗИЛ-130:
- Демонтаж старого гидроусилителя
- Установка кронштейнов крепления нового ГУР
- Подсоединение трубопроводов и электропроводки
- Заполнение рабочей жидкостью и проверка герметичности
10. Особенности ремонта ГУР в условиях автосервиса
Для качественного ремонта гидроусилителя руля в автосервисе необходимо специальное оборудование:
- Подъемник или опрокидыватель кабины
- Стенд проверки герметичности ГУР
- Устройство для прокачки гидросистемы
- Комплект инструментов для разборки узлов
Также автосервис обладает необходимым запасом расходных материалов - сальников, прокладок, рабочей жидкости, которые могут потребоваться при ремонте.
11. Особенности самостоятельного ремонта ГУР ЗИЛ
При самостоятельном ремонте гидроусилителя руля ЗИЛ-130 следует учитывать:
- Отсутствие специального оборудования и стендов
- Необходимость подбора расходных материалов
- Сложность проверки качества сборки и герметичности
Поэтому перед разборкой ГУР в гаражных условиях следует тщательно подготовиться - изучить схему, собрать инструменты и запчасти.
12. Рекомендуемый инструмент для ремонта ГУР ЗИЛ-130
Для успешного ремонта гидроусилителя руля ЗИЛ-130 в условиях гаража или мастерской потребуется следующий минимальный набор инструментов:
- Комплект гаечных ключей
- Отвертки (шлицевая, крестовая, торцовая)
- Плоскогубцы
- Молоток
- Набор шлифовальной шкурки
- Емкости для слива и заливки масла
Также пригодятся приспособления для строповки узлов при демонтаже, магнитный поддон для крепежа, ветошь и емкости для использованной жидкости.
13. Разборка насоса гидроусилителя ЗИЛ-130
Последовательность разборки насоса ГУР ЗИЛ-130:
- Отсоединить насос от рулевого механизма и двигателя
- Вывернуть крепежные болты и снять крышку насоса
- Извлечь шестерни, подшипники, уплотнительные кольца
- Очистить от загрязнений корпус насоса
Обратная сборка проводится с заменой изношенных подшипников и сальников.
14. Ремонт рулевого механизма гур ЗИЛ-130
При значительном люфте рулевого колеса или заедании поворота требуется разборка и ремонт редуктора:
- Снятие рулевой колонки с автомобиля
- Выпрессовка валов из корпуса
- Замена изношенных шариков и сепараторов
- Сборка с регулировкой зацепления шестерен
15. Подбор и замена рабочей жидкости ГУР
Рабочая жидкость гидроусилителя должна обладать вязкостью, соответствующей температурному режиму эксплуатации грузовика.
Рекомендуется использовать специализированные масла:
- Hydraulic Oil HLP 32
- Hydraulic ZF Lifeguardfluid 6
- CARER EM 39L
Полная замена масла в гидросистеме ГУР производится через 2 года эксплуатации или после ремонта.