Машина "Пирожок": история советского фургона
Машина "Пирожок" или ИЖ-2715 - уникальное творение советских инженеров, которое выпускалось почти 30 лет. Этот небольшой, но вместительный фургон стал незаменимым помощником для миллионов советских людей. Давайте разберемся в его истории и узнаем, почему "пирожки" пользовались таким спросом.
Зачем в СССР создали машину "Пирожок"
В начале 1970-х годов в СССР не было компактных грузовых автомобилей для перевозки небольших партий товаров. Все грузы возили на больших "Газонах" и ЗиЛах, не считаясь с расходом топлива.
А на Западе малотоннажные пикапы и фургоны пользовались большим спросом у фермеров, ремесленников и музыкантов. Поэтому во Внешторге решили создать собственную модель для экспорта на внешние рынки. Так в конце 1960-х годов появилось техническое задание на разработку грузовичка в ижевском ПО "Ижмаш".
Первоначально ИЖ-2715 создавался исключительно для экспорта, а не для нужд советских организаций.
Однако "Пирожки" не прижились на Западе - там хватало своих малолитражек. Зато фургонам нашлось применение на родине. В СССР не было альтернативы этой дешевой и вместительной машине.
- За 29 лет выпустили 2 317 493 автомобиля Иж-2715.
- Только в первый год производства с конвейера сошло 4000 машин.
"Пирожки" использовались повсеместно: от торговли до коммунальных служб. Их можно было переоборудовать для решения самых разных задач. Так спонтанно возник спрос на то, что изначально предназначалось только для экспорта.
Особенности конструкции фургона ИЖ-2715
Несмотря на внешнее сходство, ИЖ-2715 отличался от базовой модели Москвич-412 специально разработанным кузовом-фургоном.
В чем принципиальное отличие "Пирожка"? Это все тот же заднеприводный седан Москвич, но с приваренной грузовой платформой вместо пассажирского салона.
Длина | 4100 мм |
Ширина | 1680 мм |
Высота | 1740 мм с нагрузкой |
Разработку отдельного кузова вели конструкторы ПО "Ижмаш". Первые прототипы получились неуклюжими и плохо стыковались с шасси.
На испытаниях кузова ломались и деформировались. Проблемы устраняли прямо на полигоне при помощи кувалды.
Так методом проб и ошибок появился оптимальный вариант кузова, который серийно производился почти 30 лет. Его даже окрестили прозвищем "Каблук" за характерную форму задка.
Модификации "Пирожка" за годы выпуска
За время серийного производства автомобиль Иж-2715 претерпел некоторую эволюцию. Рассмотрим основные этапы.
Первое поколение выпускалось в 1972-1982 годах. Машины этого периода унаследовали переднюю часть от седана Москвич-412, производившегося на том же заводе:
- Решетка радиатора как у Москвича.
- Фары и облицовка капота от 412 модели.
На экспорт шли модификации с другим оформлением передка - фарами и решеткой от немецкого ИЖ Комби.
В 1982 году модельный ряд машин ИЖ обновился. Появился второй вариант "Пирожка":
- Новая черная решетка с хромом вместо москвичевской.
- Круглые фары под стеклом со встроенными "поворотниками".
Также изменились двери, ручки, капот. Этот облик ИЖ-2715 сохранялся до конца выпуска.
Помимо базового грузового варианта, в 1987 году появилась пассажирская модификация фургона. Отличалась наличием окон и дополнительных сидений. Но популярностью не пользовалась - было выпущено всего 536 экземпляров.
Машина "Пирожок" использовалась в СССР повсеместно в коммунальном хозяйстве, на предприятиях торговли, в кооперативах и частными лицами. Ее простая, но вместительная конструкция позволяла задействовать "Каблуки" для самых разных целей. Кузов нередко переделывали под нужды хозяина.
Возможности и технические характеристики "Пирожков"
Машина "Пирожок" обладала скромными габаритами, но была вместительной и неприхотливой в работе.
- Грузоподъемность составляла 450-500 кг.
- Объем грузового отсека - 4,1 куб.м.
- Длина грузовой платформы - 2100 мм.
При перегрузе страдала управляемость - разгружался передний мост. Также известны случаи деформации кузова от тяжелого груза.
Под капотом стояли карбюраторные рядные четверки рабочим объемом 1,5 литра:
- Атмосферный 75-сильный УЗАМ-412Э.
- Или форсированный 67-"лошадиный" УЗАМ-412ДЭ.
Коробка передач - 4-ступенчатая механическая. Такая же ходовая часть, как на базовом седане Москвич-412.
Как приобрести и тюнинговать "Пирожок" сегодня
Сегодня найти машину "Пирожок" в хорошем состоянии непросто. Они ценятся любителями советской автоклассики. Поэтому требуют вложений в реставрацию и тюнинг.
Основные направления модернизации ИЖ-2715:
- Замена двигателя.
- Усиление тормозов и подвески.
- Установка современных дисков и резины.
- Тюнинг.
Интересный пример - машина "Пирожок" с японским 200-сильным мотором Toyota BEAMS. Такой "Пирожок" способен развивать 170 км/ч.
Сравнение "Пирожков" с другой советской малотоннажкой
Единственным конкурентом ИЖ-2715 в СССР мог стать разве что ЗАЗ-968М - микроавтобус на базе "Запорожца". Но по грузоподъемности ЗАЗ сильно уступал:
- Машина "Пирожок" - до 500 кг груза.
- ЗАЗ-968М - не более 300 кг.
К тому же стоимость ЗАЗа была намного выше, чем у "пирожка". Поэтому конкурировать ему было тяжело.
Место "Каблука" в истории советского автопрома
Машина "Пирожок" стала по-настоящему культовой для советских людей. Несмотря на простоту конструкции и скромные характеристики по сравнению с иномарками, этот автомобиль завоевал любовь миллионов.
Даже по прошествии десятилетий "Пирожки" вызывают у россиян массу теплых воспоминаний и ностальгии по советским временам.
Так что скромный фургон ИЖ-2715 по праву вошел в историю отечественного автопрома наряду с легендарными "Жигулями" и "Волгами".