Трос ручника: описание, характеристики, устройство и особенности замены

Трос ручника - одна из важнейших деталей тормозной системы автомобиля. От его исправности и правильной регулировки зависит безопасность водителя и пассажиров.

Назначение и роль троса ручника в тормозной системе

Тормозная система любого автомобиля состоит из нескольких контуров. Основной из них - рабочая тормозная система, обеспечивающая плавное снижение скорости и полную остановку автомобиля во время движения. Стояночный или ручной тормоз предназначен для удержания неподвижного автомобиля на месте.

Трос ручника является важнейшим элементом, связывающим рычаг привода с тормозным механизмом.

При перемещении рычага трос натягивается и передает усилие на колодки или барабаны, вследствие чего происходит их сближение и механическое затормаживание колес. Таким образом обеспечивается неподвижное положение автомобиля.

От исправности и регулировки троса ручника напрямую зависит эффективность работы стояночного тормоза. Поэтому к выбору и его своевременной замене стоит подходить со всей ответственностью.

Устройство и конструкция троса ручника

По своей конструкции трос стояночного тормоза состоит из нескольких элементов:

  • Стальной кабель витой конструкции диаметром 2-3 мм
  • Защитная наружная оплетка
  • Антикоррозийная консистентная смазка внутри оплетки
  • Металлические наконечники на концах троса
  • Металлические втулки на концах оплетки
  • Дополнительные полимерные хомуты и крепежи

Существует несколько разновидностей тросов ручника в зависимости от конструкции:

  1. Прямые
  2. Изогнутые (U-образные)

Прямые тросы используются в автомобилях с задним приводом, где тяговое усилие передается напрямую от рычага к тормозному механизму.

U-образные тросы применяются на переднеприводных автомобилях, где рычаг расположен в салоне, а тормозные механизмы сзади. За счет изогнутой формы трос огибает карданный вал и трансмиссию.

Основные типы приводов стояночного тормоза

В конструкции стояночного тормоза современных автомобилей используется несколько разновидностей приводов:

  1. С одним тросом
  2. С двумя тросами одинаковой длины
  3. С тремя тросами
  4. С двумя тросами разной длины

Привод с одним тросом

Самая простая и дешевая конструкция. Один трос напрямую связывает рычаг и тормозные механизмы колес. Серьезным недостатком является низкая ремонтопригодность и ресурс - достаточно одного потертого троса, чтобы полностью обездвижить машину.

Привод с двумя тросами

Более совершенная и надежная схема с двумя независимыми тросами правого и левого колеса. Дополнительный уравнитель позволяет сохранять работоспособность системы даже при выходе из строя одного из тросов.

Этот тип привода получил наиболее широкое распространение благодаря оптимальному сочетанию стоимости, простоты конструкции и ремонтопригодности.

Привод с тремя тросами

Еще более совершенный и дорогой вариант, где между рычагом и задними тросами установлен дополнительный уравнительный трос. Такая схема отличается повышенной надежностью и долговечностью.

Трехтросовые приводы устанавливаются на современные иномарки высокого ценового сегмента, а также на отечественные внедорожники и коммерческий транспорт.

Тип привода Преимущества Недостатки
Один трос Простота, низкая стоимость Ненадежность
Два троса Оптимальное соотношение цена/качество Требует регулировок
Три троса Высокая надежность Высокая стоимость

При выходе из строя тросов стояночного тормоза рекомендуется заменять сразу весь комплект. Это позволит предотвратить скорый выход из строя оставшихся тросов и длительную безотказную работу всей системы.

Признаки неисправности троса ручника

Чтобы вовремя заметить неисправность тросов стояночного тормоза, необходимо регулярно осматривать эту систему и обращать внимание на такие признаки:

  • Потеря эластичности, "провисание" троса
  • Заклинивание, рывки и заедание при перемещении рычага
  • Коррозия и повреждение наружной оплетки троса
  • Деформация, ослабление или поломка наконечников

При появлении одного или нескольких из этих дефектов требуется замена неисправного троса, и лучше сразу всего комплекта.

Когда менять трос ручника

На разных автомобилях ресурс тросов стояночной тормозной системы может сильно отличаться в зависимости от качества материалов и условий эксплуатации. Обычно производители рекомендуют замену тросов после 80-120 тысяч километров.

На некоторых моделях ВАЗ замена тросов производится по достижении 60 тысяч км пробега

Однако нередки случаи, когда тросы приходится менять и раньше из-за их преждевременного износа. Поэтому вне зависимости от пробега следует регулярно осматривать тросы на наличие дефектов и при необходимости своевременно производить их замену.

Как заменить трос ручника своими руками

Замену тросов ручника на автомобиле можно произвести самостоятельно при наличии необходимых навыков и инструментов:

  1. Снять защиту подкапотного пространства для доступа к тросам
  2. Отсоединить тросы от рычага и уравнителя
  3. Демонтировать поврежденный трос, сняв с него втулки и хомуты
  4. Установить и закрепить новый трос в обратном порядке
  5. Отрегулировать ход и натяжение тросов
  6. Проверить работу стояночного тормоза

При замене обязательно следите за чистотой и смазкой тросов, используйте рекомендованный инструмент, не допускайте резких перегибов.

Подбор троса ручника

Правильный подбор троса имеет принципиальное значение для корректной работы всей системы стояночного тормоза. Определить требуемую длину, тип и сечение троса можно по каталогу запчастей в зависимости от марки, модели и года выпуска автомобиля.

При отсутствии оригинального троса допускается установка качественного аналога той же длины от автомобиля того же класса и схожей конструкции.

Советы по уходу за тросом ручника

Для обеспечения долговечной работы тросов стояночного тормоза рекомендуется соблюдать несколько простых правил:

  • Периодически проверять состояние тросов и при необходимости регулировать их натяжение
  • Смазывать наконечники, стыки втулок и уплотнения тросов специальной консистентной смазкой
  • Беречь тросы от ударов, перегибов и механических повреждений
  • Менять тросы через 60-120 тысяч километров пробега во избежание аварийных ситуаций

Правильный уход позволит надолго сохранить работоспособность тросов ручника вашего автомобиля.

Комментарии