Большие десантные корабли проекта 775, по кодификации НАТО - "Ропуха", являются неотъемлемой частью истории Военно-морского флота России. Эти надежные "рабочие лошадки" на протяжении почти 50 лет выполняют самые разнообразные задачи - от доставки грузов до эвакуации людей в горячих точках. Давайте подробно разберем историю создания и основные особенности этого легендарного корабля.
Предпосылки создания проекта 775
К началу 1970-х годов в составе ВМФ СССР ощущалась потребность в новом поколении десантных кораблей. Существующие на тот момент БДК проекта 1171 морально и технически устарели, так как изначально создавались на базе гражданских сухогрузов.
Требовался корабль, специально спроектированный для высадки морского десанта. Он должен был занимать промежуточное положение по размерам и возможностям между крупными БДК проекта 774 "Носорог" и небольшими СДК.
Разработка проекта в Польше
Проектирование нового среднего десантного корабля было поручено польским судостроителям. Главным конструктором стал инженер О. Высоцкий, курировал работы представитель ВМФ СССР М.И. Рыбников.
Польша была выбрана не случайно - страны социалистического лагеря активно кооперировались в военном кораблестроении. На польской верфи Stocznia Polnocna в Гданьске уже строились фрегаты и подводные лодки по советским проектам.
Особенности конструкции
В результате был разработан удачный проект среднего десантного корабля водоизмещением около 4 тыс. тонн. Он имел следующие конструктивные особенности:
- Вместительный танковый трюм по всей длине корпуса для размещения бронетехники и грузов;
- Носовая и кормовая апарели для высадки десанта на необорудованное побережье;
- Мощное артиллерийское и ракетное вооружение для огневой поддержки десанта;
- Усиленная кормовая надстройка с ходовым мостиком.
Главная энергетическая установка состояла из двух польских дизелей, обеспечивавших скорость хода до 20 узлов. Дальность плавания достигала 5000 миль.
Серийное производство
Строительство головного БДК проекта 775 было начато в 1974 году на верфи Stocznia Polnocna в Гданьске. Всего до 1985 года было построено 25 единиц базовой модификации проекта 775 и 3 усовершенствованных БДК проекта 775М.
Первый серийный корабль СДК-47 был спущен на воду в рекордные 11 месяцев. Последний БДК проекта 775М строился уже около 4 лет.
Один из кораблей в 1979 году был передан ВМС Народно-Демократической Республики Йемен в счет погашения долгов.
Модификации проекта 775
В процессе серийной постройки в конструкцию БДК проекта 775 вносились усовершенствования, что позволило выделить несколько модификаций:
- Проект 775 - 12 кораблей базовой серии;
- Проект 775/II - 13 кораблей со второй партии;
- Проект 775/III - 3 БДК с усиленным артиллерийским вооружением.
Наиболее существенные отличия были у третьей модификации 775/III, где вместо зенитных установок АК-725 поставили более мощные АК-176 и АК-630М.
Возможности десантирования
БДК проекта 775 мог перевозить десантную роту морской пехоты численностью до 340 человек. Для их размещения имелось несколько кубриков и 4-местных кают.
Танковый трюм позволял перевозить до 10 единиц бронетехники общей массой до 480 тонн. Таким образом, проект полностью соответствовал требованиям ВМФ к десантному кораблю среднего класса.
Участие в боевых действиях
За долгую историю БДК проекта 775 неоднократно принимали участие в реальных боевых действиях и операциях:
- Эвакуация советских граждан из Йемена в 1986 году;
- Вывоз имущества из Эфиопии в 1991 году;
- Доставка миротворцев в Югославию в 1999 году;
- Высадка десанта в грузинском порту Поти в 2008 году.
Особо отличился украинский «Константин Ольшанский», эвакуировавший беженцев из Ливии в 2011 году. В 2014 году он был возвращен в состав ВМФ России.
С 2015 года БДК проекта 775 активно задействованы в операции «Сирийский экспресс» по доставке грузов российской группировке в Сирии.
Модернизация кораблей
Для продления срока службы БДК проекта 775 проходят модернизацию. Она включает в себя:
- Замену артиллерийского вооружения;
- Установку новых радиолокационных станций;
- Обновление радиоэлектронного оборудования;
- Изменение архитектуры надстройки.
Яркий пример - восстановление поврежденного БДК «Минск» в 2022 году. Он получит современное оснащение и продолжит службу в составе Балтфлота.
Возможности модернизации
Модернизация больших десантных кораблей проекта 775 может включать в себя не только замену вооружения и радиоэлектронного оборудования. Существуют и другие направления улучшения характеристик этих кораблей.
Например, возможно усиление корпуса для повышения живучести. Также можно увеличить запас топлива и дальность плавания большого десантного корабля проекта 775 за счет дополнительных топливных танков.
Дальнейшее развитие проекта
Для замены устаревающих больших десантных кораблей проекта 775 в ВМФ России разработан принципиально новый проект 11711 "Иван Грен". Однако модернизированные "семьсот семьдесят пятые" еще долго будут оставаться в строю благодаря своей надежности.
Рассматривается возможность создания на базе проекта 775 нового десантного корабля-вертолетоносца путем установки ангара и полетной палубы. Такой корабль сможет нести до 8 вертолетов Ка-29.
Сравнение с зарубежными аналогами
По своим тактико-техническим характеристикам большие десантные корабли проекта 775 не уступают зарубежным аналогам, например американским БДК класса Austin.
Преимуществом российских больших десантных кораблей является возможность высадки десанта на необорудованное побережье при волнении до 4 баллов.
Выводы
За почти 50 лет истории большие десантные корабли проекта 775 зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые "рабочие лошадки". Их активно использовали в реальных боевых условиях, при этом они не понесли ни одной потери.
Благодаря модернизации эти корабли еще долго прослужат флоту. В перспективе на их базе может быть создан новый десантный корабль-вертолетоносец.