Лаунч контроль - что это такое и зачем нужен
Лаунч контроль - уникальная электронная система в автомобиле, позволяющая выполнить максимально быстрый старт с места.
Что такое лаунч контроль в автомобиле
Лаунч контроль - это электронная система, которая помогает осуществить максимально быстрый разгон автомобиля с места.
Работает она следующим образом: двигатель предварительно раскручивается до оптимальных оборотов, заданных водителем или выбранных автоматически. При этом подается топливо, идет впрыск топлива в цилиндры, но машина еще стоит на месте, так как включено сцепление.
Как только обороты двигателя достигают необходимого уровня, водитель отпускает педаль сцепления, и автомобиль резко трогается с места, разгоняясь на максимально возможной динамике.
Компоненты системы лаунч контроля:
- Блок управления двигателем
- Датчики оборотов коленвала и расхода воздуха
- Система зажигания
- Топливные форсунки
- Механизм сцепления
В современных автомобилях уже есть заводская функция лаунч контроля. Это, например, модели Porsche Panamera Turbo, BMW M5, Mercedes AMG, а также Chevrolet Corvette, Dodge Viper, Nissan GT-R и другие спорткары.
Зачем нужен лаунч контроль в автомобиле
Основное предназначение лаунч контроля - максимально быстрый старт с места. Это важно в таких случаях:
- На гоночных трассах при старте заезда
- При обгоне на шоссе
- Для установления рекордов разгона с 0 до 100 км/ч
Также система лаунч контроль позволяет:
- Снизить нагрузку на трансмиссию и двигатель при старте
- Оптимизировать расход топлива
- Увеличить ресурс деталей и агрегатов
Поэтому лаунч контроль с успехом применяется как на гоночных болидах, так и на серийных спорткарах.
На автомобилях с механической КПП система лаунч контроль позволяет избежать "зависания" на старте , когда двигатель "задыхается" из-за неправильной техники старта.
Как пользоваться лаунч контролем на механике
Для успешного старта с использованием лаунч контроля на механической коробке передач рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Встать на ручник и выжать сцепление
- Резко нажать на педаль газа до упора
- Удерживать обороты около 4-5 тысяч в минуту
- Быстро отпустить сцепление и ручник одновременно
После этого автомобиль резко трогается с места. Главное - максимально быстро и плавно отпустить педаль сцепления, не "подвисая".
Лаунч контроль на гоночных автомобилях
На гоночных болидах для драг рейсинга система лаунч контроля настраивается профессиональными тюнерами под конкретный автомобиль и двигатель.
Часто стандартную заводскую электронику модернизируют или заменяют на более производительные компоненты от топовых поставщиков.
Модификации лаунч контроля на гоночном авто:
- Установка спортивного блока управления двигателем
- Замена штатного модуля зажигания
- Установка индивидуальных форсунок
- Изменение алгоритмов работы топливной системы
Благодаря этому удается выжать максимум из возможностей силового агрегата на старте.
Ограничения по использованию лаунч контроля
Несмотря на все преимущества, у системы лаунч контроль есть важные ограничения.
Во-первых, это предельное количество стартов, которое выдерживает трансмиссия автомобиля.
Audi: | 200 стартов |
Porsche Macan S: | 1001 старт |
Porsche Panamera: | 1485 стартов |
После превышения этих значений возможен выход из строя коробки передач, сцепления, карданного вала и других элементов.
Диагностика неисправностей от лаунч контроля
Чтобы вовремя обнаружить возможные поломки от интенсивного использования лаунч контроля, важно регулярно диагностировать автомобиль.
Признаки проблем в работе трансмиссии:
- Посторонние стуки при трогании и разгоне
- Вибрация кузова на холостых оборотах
- Падение давления масла в двигателе
Для выявления неисправностей применяют дополнительное диагностическое оборудование: системы сканерной диагностики, виброанализаторы, эндоскопы.
Обзор популярных моделей с лаунч контролем
Система лаунч контроль устанавливается на многие спортивные и гоночные автомобили известных марок.
Серийные спорткары с лаунч контролем:
- Porsche 911 Turbo S
- Chevrolet Corvette Z06
- BMW M5 Competition
- Mercedes-AMG GT Black Series
- Nissan GT-R Nismo
Эти машины разгоняются с 0 до 100 км/ч всего за 2,5-3 секунды благодаря технологии лаунч контроля.
Гоночные автомобили с модифицированным лаунч контролем:
- Toyota Supra (тюнинг Bisimoto)
- Mitsubishi Lancer Evo (тюнинг HKS)
- Nissan Skyline GT-R (тюнинг Mine's)
- Subaru Impreza WRX STI
- Honda Civic Type R
На таких машинах для драг рейсинга система лаунч контроля настроена "под ключ" для максимально быстрых стартов.
Будущее технологии лаунч контроля в авто
С развитием электроники и появлением концептуальных автомобилей системы лаунч контроля будут совершенствоваться.
Ожидается появление "интеллектуального" лаунч контроля, который сможет автоматически определять оптимальные настройки в зависимости от дорожных условий.
Также возможна интеграция с дополнительными технологиями: адаптивным круиз-контролем, автопилотом, системами помощи водителю.
Благодаря этому лаунч контроль станет еще более высокотехнологичным и функциональным.
Сравнение лаунч контроля на атмосферных и турбомоторах
Лаунч контроль по-разному работает на атмосферных двигателях и моторах с турбонаддувом.
На атмосфернике обороты быстро растут до заданных, и машина моментально стартует.
На турбомоторе нужно выдерживать обороты в течение 1-2 секунд, пока турбина наберет максимальные обороты. И только после этого отпускать сцепление.
Преимущества лаунч контроля на турбомоторах:
- Более плавный разгон благодаря турболагу
- Меньший износ деталей двигателя и трансмиссии
- Лучшее сцепление с дорогой
Однако рекорды разгона по-прежнему показывают мощные атмосферные моторы.
Особенности лаунч контроля на электромобилях
На электрокарах технология лаунч контроля реализована иначе, чем на машинах с ДВС.
Здесь нет необходимости предварительно раскручивать двигатель. Достаточно нажать педаль акселератора, и полный крутящий момент мгновенно передается на колеса.
При этом разгон с 0 до 100 км/ч у некоторых электромобилей занимает менее 3 секунд. Например, у Tesla Model S Plaid.
Электрокары не нуждаются в сложных системах контроля, их молниеносный старт обеспечивается конструктивными особенностями электродвигателя.