Как правильно выбрать сальники для рулевых реек автомобиля?
Автомобиль - сложный механизм, состоящий из тысяч деталей. От качества и правильного функционирования каждой зависит безопасность водителя и пассажиров. Одна из важнейших систем - рулевое управление с рейкой и сальниками. Неисправные сальники могут привести к поломке всего механизма и потере контроля над автомобилем. Давайте разберемся, как правильно выбрать сальники для реек.
Назначение и конструкция сальников рулевых реек
Сальники рулевых реек - это резиновые или резино-металлические уплотнители, которые устанавливаются в рулевом механизме автомобиля. Они выполняют две основные функции:
- Защита внутренних деталей рейки от попадания загрязнений (пыли, грязи), которые могут привести к ускоренному износу и поломкам.
- Обеспечение герметичности, не давая вытекать рабочей жидкости из гидросистемы.
По конструкции сальники представляют собой кольца с внутренним отверстием. Внутри отверстия находится эластичный материал, который плотно обжимает шток рулевой рейки, не пропуская грязь и жидкость. Снаружи сальники часто армируются металлическим кольцом для повышения прочности и износостойкости.
Различают несколько типов сальников рулевых реек:
- Верхние - располагаются в верхней части рейки;
- Нижние - в нижней части;
- Боковые или силовые - по бокам рейки.
Основные параметры сальников:
- Внутренний диаметр - соответствует диаметру штока рейки;
- Наружный диаметр - под размер посадочного места;
- Высота - определяет степень сжатия и герметичности.
Материалом для изготовления сальников рулевых реек обычно служит маслобензостойкая резина на основе бутадиен-нитрильного каучука. Она устойчива к воздействию рабочих жидкостей и смазочных материалов, а также обладает высокой эластичностью и прочностью.
Признаки неисправности сальников
Со временем резиновые уплотнители в рулевом механизме изнашиваются и теряют свои свойства. Это приводит к появлению следующих признаков:
- Подтеки жидкости под автомобилем в месте расположения рулевой рейки - самый очевидный симптом износа или повреждения сальников. При сильном износе вместо капель появляются небольшие лужицы.
- Снижение уровня рабочей жидкости гидроусилителя руля. Если регулярно доливать жидкость без видимых внешних подтеков, значит, протечка происходит внутри системы.
- Посторонние шумы в работе рулевого механизма - скрип, стук. Это свидетельствует об ослаблении крепления, зазорах из-за поврежденных сальников.
- Затрудненное, "тугое" вращение рулевого колеса. Причиной может быть попадание грязи в рейку из-за негерметичных сальников.
При появлении одного или нескольких перечисленных симптомов требуется обязательная диагностика сальников рулевой рейки и при необходимости их замена.
Неисправные сальники способны привести к выходу из строя всей системы рулевого управления и возникновению опасных ситуаций на дороге.
Как подобрать сальники по размерам
Для правильного подбора сальников рулевых реек необходимо знать их основные параметры:
- Внутренний диаметр должен соответствовать диаметру штока рулевой рейки в месте посадки сальника;
- Наружный диаметр - размеру посадочного места в корпусе;
- Высота определяет степень обжатия и герметичности.
Лучший способ подбора - демонтировать старый сальник и замерить его параметры штангенциркулем. Затем в каталоге производителя найти эту модель и подобрать новый аналогичный сальник.
Сложнее, если нужно подобрать сальники для иностранных автомобилей. В этом случае поможет поиск по VIN-номеру или другим идентификаторам запчастей в специализированных каталогах.
Как правильно заменить сальники самостоятельно
Замену изношенных сальников рулевых реек можно произвести самостоятельно при наличии некоторых навыков. Потребуются следующие инструменты и материалы:
- Ключи рожковые и торцевые нужных размеров;
- Отвертка, плоскогубцы, съемник;
- Новый комплект сальников и резиновых колец;
- Смазка Литол или аналог.
Основные этапы замены:
- Демонтировать рулевую рейку в сборе, отсоединив все рычаги и тяги. В некоторых случаях придется снять масляный бак и элементы подвески;
- Выпрессовать старые сальники при помощи съемника или большой отвертки. Соблюдать осторожность, чтобы не повредить резьбовые отверстия;
- Тщательно очистить посадочные места от остатков резины, использовав пластиковый скребок или напильник. Продуть сжатым воздухом;
- Смазать внутренние поверхности новых сальников и аккуратно запрессовать их монтажными лопатками до упора в посадочные места;
- Проверить легкость перемещения штока рейки при неполной сборке. При затираниях отрегулировать положение сальников.
Поиск и покупка сальников в интернете
Самый удобный вариант приобретения сальников рулевых реек - интернет-магазины автозапчастей. Главными критериями выбора должны быть:
- Наличие развернутого каталога с фильтрами по параметрам;
- Возможность подбора по VIN-номеру или артикулам;
- Фото и подробное описание каждой позиции;
- Положительные отзывы покупателей.
Средняя стоимость комплекта сальников для отечественных автомобилей - от 300 до 800 рублей. Для иномарок цены выше в 2-3 раза.