Что скрывается в подкапотном пространстве автомобиля?
Автомобиль - это сложный механизм, состоящий из тысяч деталей. Большинство водителей даже не задумываются о том, как устроено подкапотное пространство их машины. Между тем, знание устройства автомобиля поможет лучше понять принцип его работы, правильно эксплуатировать и своевременно обнаруживать неисправности. Давайте заглянем под капот и разберемся, что там прячется.
Подкапотное пространство автомобиля - это целый отдельный мир, населенный сотнями деталей и механизмов. Здесь располагаются основные силовые агрегаты и системы, от работы которых зависит исправность всего автомобиля.
Двигатель
В центре подкапотного пространства расположен двигатель - сердце любого автомобиля. Современные бензиновые двигатели имеют рабочий объем от 1 до 5 литров и от 4 до 12 цилиндров. Мощность варьируется от 100 до 600 лошадиных сил. Дизельные двигатели отличаются большим рабочим объемом (до 10 литров) и крутящим моментом по сравнению с бензиновыми аналогами.
Основные детали двигателя:
- Блок цилиндров
- Коленчатый вал
- Поршни
- Шатуны
- Клапаны
- Головка блока цилиндров
- Маховик
В зависимости от расположения цилиндров различают двигатели V-образные, рядные, оппозитные. Наиболее распространены рядные 4-х и 6-ти цилиндровые двигатели.
Система питания
От того, насколько правильно подается топливо в цилиндры двигателя, зависят мощностные показатели и расход. Поэтому система питания является одной из важнейших в автомобиле.
В бензиновых двигателях применяется впрыск топлива:
- Центральный впрыск во впускной коллектор
- Непосредственный впрыск в цилиндры
Основные компоненты:
- Топливный бак
- Топливный насос
- Фильтр грубой очистки
- Форсунки
- Электронный блок управления
- Датчики
В дизельных двигателях используется непосредственный впрыск топлива под высоким давлением.
Система охлаждения
При работе двигатель сильно нагревается, поэтому необходима эффективная система охлаждения. Она состоит из следующих элементов:
- Радиатор
- Насос
- Вентилятор
- Расширительный бачок
- Жидкостный насос
- Патрубки и шланги
В качестве охлаждающей жидкости чаще всего используется антифриз на основе этиленгликоля.
Система смазки
Движущиеся детали двигателя нуждаются в обильной смазке, чтобы уменьшить трение и износ. Система смазки подает масло из картера ко всем трущимся поверхностям.
Основные элементы системы смазки:
- Масляный поддон в картере
- Масляный насос
- Масляные фильтры
- Маслопроводы и каналы
- Масляный радиатор (в некоторых моделях)
Рекомендуется использовать моторное масло высокого качества в строгом соответствии с предписаниями автопроизводителя.
Давайте теперь более подробно разберем, как именно располагаются и взаимодействуют между собой описанные выше системы в подкапотном пространстве.
Блок цилиндров и картер
Центральную часть двигателя образует блок цилиндров - массивная отливка из алюминиевого сплава. В нем высверлены цилиндры, по которым движутся поршни. Нижняя часть блока представляет собой картер - емкость для масла. Там же расположен масляный насос.
В блоке цилиндров размещен главный коленчатый вал, соединенный шатунами с поршнями. Коленчатый вал приводит в действие распределительный вал в головке блока посредством зубчатой цепи или ремня. Распредвал открывает и закрывает впускные и выпускные клапаны в нужной последовательности.
Двигатель спереди поперечного расположения
В переднеприводных автомобилях двигатель чаще всего расположен поперечно (слева направо относительно хода машины). Блок цилиндров и головка находятся спереди, со стороны радиатора. Сзади к двигателю примыкает коробка передач.
Справа от блока цилиндров располагается впускной коллектор, к которому подводится воздух из воздушного фильтра. Рядом находится выпускной коллектор, направляющий отработавшие газы к системе выпуска. Между впускным и выпускным коллекторами часто размещается катушка зажигания.
Слева от блока цилиндров расположены свечи зажигания и топливные форсунки, к которым топливо подается из бензонасоса через топливную рампу. Рядом находится масляный поддон с масляным насосом.
Продольное расположение классического двигателя
Классические двигатели американского образца имеют продольное расположение - вдоль продольной оси автомобиля. К ним относятся V-образные 8-ми и более цилиндровые моторы. Такая компоновка позволяет разместить длинный силовой агрегат с большим рабочим объемом.
Блок цилиндров V-образного двигателя развален под углом 60-90 градусов. Головки цилиндров располагаются снаружи под разными углами. Центральную ось занимает коленчатый вал, соединенный шатунами с поршнями в цилиндрах. В задней части двигателя находится маховик.
Сверху над двигателем расположен впускной коллектор, который подает воздух из воздушного фильтра в цилиндры. Рядом находится выпускной коллектор. Между ними часто монтируется карбюратор или система впрыска топлива.
Сбоку от блока цилиндров слева и справа размещаются свечи зажигания, к которым тянутся высоковольтные провода. Внизу расположен масляный поддон картера.