Как выглядит легендарный герой Геракл: образ в искусстве и кино

Геракл - один из самых узнаваемых персонажей мировой мифологии. Его образ воплощался в тысячах произведений искусства на протяжении тысячелетий. Как же выглядит этот легендарный герой? Давайте проследим эволюцию его образа в живописи, скульптуре и кино.

Истоки образа Геракла

Первые упоминания о Геракле мы находим в поэмах Гомера. В «Илиаде» герой предстает скорее как отрицательный персонаж, способный на злодеяния и не уважающий богов:

Ибо он коварный: безрассудством он и дерзостью

Выше всех вознесся и повергнул в прах беспредельный Зевсов дом.

Однако Гомер подчеркивает масштаб личности Геракла — «величайшего из мужей». У Гесиода в «Теогонии» герой предстает уже в положительном свете — как борец с чудовищами и освободитель Прометея.

Как же выглядел этот легендарный персонаж? Древнегреческие источники сообщают, что Геракл отличался необычайной физической силой и выносливостью. По словам римского писателя Солина, «он был ростом семь футов» (около 2 метров). У Пиндара же герой характеризуется так: «видом мал, духом тверд». Из оружия Геракл предпочитал дубину и лук со стрелами. Неизменными атрибутами его образа были львиная шкура и палица.

Геракл носил множество прозвищ, отражавших его внешний вид и характер. Это Львинодушный, Неутомимый, Медвежьелапый, Женоненавистник, Бич злых. По одной из версий, после подвигов герой стал именоваться Гераклом — «прославленным Герой».

Геракл в античном изобразительном искусстве

Древнейшие дошедшие до нас изображения Геракла относятся к VII веку до н.э. На коринфских и аттических вазах герой предстает могучим воином с дубиной, сражающимся с чудовищами. В классический период появляются целые циклы изображений, посвященных подвигам Геракла:

  • на восточной стороне Тесейона в Афинах;
  • на метопах храма Зевса в Олимпии;
  • на сокровищнице афинян в Дельфах.

Среди наиболее популярных у художников сюжетов:

  1. борьба с Немейским львом;
  2. поимка Керинейской лани;
  3. победа над Антеем;
  4. спуск в царство мертвых.

Обычно Геракл изображался в виде могучего бородатого мужчины с палицей в руке и во львиной шкуре. Таким он предстает, например, на знаменитой статуе работы античного скульптора Лисиппа.

Средневековый Геракл

С приходом христианства образ Геракла претерпел существенные изменения. Отцы церкви подвергали его резкой критике за промискуитет, убийства и подчинение Омфале. В то же время проводились параллели между героем и Иисусом Христом. Этот мотив сыграл большую роль для искусства Средних веков.

В рыцарских романах Геракл предстает идеальным рыцарем, олицетворяющим все добродетели. Его образ использовался для утверждения политического господства. Наиболее популярный сюжет в изобразительном искусстве — Геракл, борющийся со львом.

Таким образом, в Средневековье происходит своеобразное перерождение античного героя, призванное приспособить его к новой культурной парадигме.

Возрождение интереса к Гераклу

Эпоха Возрождения ознаменовалась возвращением к античным идеалам и сюжетам. Образ Геракла вновь обретает популярность. Гуманисты подвергают критическому переосмыслению мифы о герое, рассматривая его как реального человека.

В политической пропаганде Геракл становится символом законной власти и величия. Его имя активно используют правители Италии, в частности династия Медичи. Появляются новые циклы фресок и картин на сюжеты о Геракле кисти Рафаэля, Микеланджело, Тициана.

Геракл в драматургии и музыке Нового времени

В елизаветинской Англии Геракл становится популярным персонажем драматургии. Он упоминается в пьесах Шекспира «Антоний и Клеопатра», «Бесплодные усилия любви». Большой интерес к герою проявляют композиторы барокко и классицизма.

Появляются оперы Жана Батиста Люлли, Кристофа Виллибальда Глюка, оратория Генделя «Геркулес». В музыкальных произведениях трактовка образа героя становится более драматичной и трагичной.

Изображение героя в изобразительном искусстве 18-19 веков

В эпоху романтизма образ Геракла вновь обретает черты могучего героя-борца. Он появляется в полотнах Делакруа, Рубенса, Сурбарана. Скульпторы тоже обращаются к этой теме.

В литературе герой упоминается у Гете, Шиллера и других авторов. Однако его образ теряет былую значимость, превращаясь в персонажа второго плана или отрицательного героя.

Геракл как персонаж массовой культуры 20 века

В XX веке происходит новое перерождение легендарного героя. Теперь это персонаж комиксов, мультфильмов, блокбастеров. В 1957 году выходит голливудский фильм «Подвиги Геракла» с участием Стива Ривза.

Позднее роль Геракла в кино исполняют Арнольд Шварценеггер, Лу Ферриньо, Дуэйн Джонсон. Образ героя становится более реалистичным и мускулистым.

Современные интерпретации образа легендарного героя

Сегодня Геракл остается узнаваемым персонажем массовой культуры. О нем пишут книги, снимают фильмы. Однако его образ теряет былую идеализацию, приобретая все более ироничные черты.

Так, в романе Генри Лайон Олди «Герой должен быть один» герой предстает в виде озабоченного своими мышцами культуриста. В мультфильме «Геркулес» от Disney он выглядит как добродушный толстяк.

Можно сказать, что образ легендарного героя приспосабливается к духу времени, сохраняя узнаваемость, но утрачивая пафос и возвышенность.

Популярные сюжеты с Гераклом в искусстве Возрождения

В эпоху Возрождения художников привлекали различные эпизоды из жизни легендарного героя. Наиболее популярными были сцены борьбы Геракла с Немейским львом, победы над Антеем, похищения Цербера из подземного царства.

Кисти великих мастеров итальянского Возрождения принадлежат полотна «Геракл и лев Немейский» Поллайоло, «Геракл и Антей» Мантеньи, «Геракл на распутье» Рафаэля.

На них герой выглядит как мускулистый атлет, сражающийся голыми руками с чудовищами. Так художники подчеркивали его сверхчеловеческую силу и отвагу.

Геракл в европейской драматургии XVII века

В эпоху барокко образ Геракла становится одним из центральных в драматургии. Испанские писатели Кальдерон и Сарате создают пьесы, где герой выступает как олицетворение доблести.

Особенно популярен сюжет о безумии Геракла, убившего собственных детей. Этот эпизод трактуется как трагическое заблуждение, вызванное коварством богов.

Скульптурные изображения Геракла в Новое время

Среди наиболее известных скульптурных изображений Геракла в Новое время можно назвать работы Кановы «Геракл и Лихас», Броди «Геракл, бросающий тело Лихаса в море».

Здесь герой предстает в классическом амплуа — обнаженный мускулистый мужчина с дубиной в руке. Такой образ отсылает к античной традиции, подчеркивая идеализированную трактовку персонажа.

Геракл в советской мультипликации

В советской мультипликации образ Геракла также претерпел определенную трансформацию. В мультфильмах он выглядит скорее как добродушный увалень и любитель хорошо поесть.

Например, в мультфильме «Филéмони Бавкида» Геракл помогает главным героям разыскать похищенный мед. При этом выглядит он скорее забавно, нежели грозно.

Такая трактовка перекликается с диснеевским вариантом образа — мультяшным толстяком, что отражает общее стремление к его обмирщению.

Комментарии