Как выглядит легендарный герой Геракл: образ в искусстве и кино
Геракл - один из самых узнаваемых персонажей мировой мифологии. Его образ воплощался в тысячах произведений искусства на протяжении тысячелетий. Как же выглядит этот легендарный герой? Давайте проследим эволюцию его образа в живописи, скульптуре и кино.
Истоки образа Геракла
Первые упоминания о Геракле мы находим в поэмах Гомера. В «Илиаде» герой предстает скорее как отрицательный персонаж, способный на злодеяния и не уважающий богов:
Ибо он коварный: безрассудством он и дерзостью
Выше всех вознесся и повергнул в прах беспредельный Зевсов дом.
Однако Гомер подчеркивает масштаб личности Геракла — «величайшего из мужей». У Гесиода в «Теогонии» герой предстает уже в положительном свете — как борец с чудовищами и освободитель Прометея.
Как же выглядел этот легендарный персонаж? Древнегреческие источники сообщают, что Геракл отличался необычайной физической силой и выносливостью. По словам римского писателя Солина, «он был ростом семь футов» (около 2 метров). У Пиндара же герой характеризуется так: «видом мал, духом тверд». Из оружия Геракл предпочитал дубину и лук со стрелами. Неизменными атрибутами его образа были львиная шкура и палица.
Геракл носил множество прозвищ, отражавших его внешний вид и характер. Это Львинодушный, Неутомимый, Медвежьелапый, Женоненавистник, Бич злых. По одной из версий, после подвигов герой стал именоваться Гераклом — «прославленным Герой».
Геракл в античном изобразительном искусстве
Древнейшие дошедшие до нас изображения Геракла относятся к VII веку до н.э. На коринфских и аттических вазах герой предстает могучим воином с дубиной, сражающимся с чудовищами. В классический период появляются целые циклы изображений, посвященных подвигам Геракла:
- на восточной стороне Тесейона в Афинах;
- на метопах храма Зевса в Олимпии;
- на сокровищнице афинян в Дельфах.
Среди наиболее популярных у художников сюжетов:
- борьба с Немейским львом;
- поимка Керинейской лани;
- победа над Антеем;
- спуск в царство мертвых.
Обычно Геракл изображался в виде могучего бородатого мужчины с палицей в руке и во львиной шкуре. Таким он предстает, например, на знаменитой статуе работы античного скульптора Лисиппа.
Средневековый Геракл
С приходом христианства образ Геракла претерпел существенные изменения. Отцы церкви подвергали его резкой критике за промискуитет, убийства и подчинение Омфале. В то же время проводились параллели между героем и Иисусом Христом. Этот мотив сыграл большую роль для искусства Средних веков.
В рыцарских романах Геракл предстает идеальным рыцарем, олицетворяющим все добродетели. Его образ использовался для утверждения политического господства. Наиболее популярный сюжет в изобразительном искусстве — Геракл, борющийся со львом.
Таким образом, в Средневековье происходит своеобразное перерождение античного героя, призванное приспособить его к новой культурной парадигме.
Возрождение интереса к Гераклу
Эпоха Возрождения ознаменовалась возвращением к античным идеалам и сюжетам. Образ Геракла вновь обретает популярность. Гуманисты подвергают критическому переосмыслению мифы о герое, рассматривая его как реального человека.
В политической пропаганде Геракл становится символом законной власти и величия. Его имя активно используют правители Италии, в частности династия Медичи. Появляются новые циклы фресок и картин на сюжеты о Геракле кисти Рафаэля, Микеланджело, Тициана.
Геракл в драматургии и музыке Нового времени
В елизаветинской Англии Геракл становится популярным персонажем драматургии. Он упоминается в пьесах Шекспира «Антоний и Клеопатра», «Бесплодные усилия любви». Большой интерес к герою проявляют композиторы барокко и классицизма.
Появляются оперы Жана Батиста Люлли, Кристофа Виллибальда Глюка, оратория Генделя «Геркулес». В музыкальных произведениях трактовка образа героя становится более драматичной и трагичной.
Изображение героя в изобразительном искусстве 18-19 веков
В эпоху романтизма образ Геракла вновь обретает черты могучего героя-борца. Он появляется в полотнах Делакруа, Рубенса, Сурбарана. Скульпторы тоже обращаются к этой теме.
В литературе герой упоминается у Гете, Шиллера и других авторов. Однако его образ теряет былую значимость, превращаясь в персонажа второго плана или отрицательного героя.
Геракл как персонаж массовой культуры 20 века
В XX веке происходит новое перерождение легендарного героя. Теперь это персонаж комиксов, мультфильмов, блокбастеров. В 1957 году выходит голливудский фильм «Подвиги Геракла» с участием Стива Ривза.
Позднее роль Геракла в кино исполняют Арнольд Шварценеггер, Лу Ферриньо, Дуэйн Джонсон. Образ героя становится более реалистичным и мускулистым.
Современные интерпретации образа легендарного героя
Сегодня Геракл остается узнаваемым персонажем массовой культуры. О нем пишут книги, снимают фильмы. Однако его образ теряет былую идеализацию, приобретая все более ироничные черты.
Так, в романе Генри Лайон Олди «Герой должен быть один» герой предстает в виде озабоченного своими мышцами культуриста. В мультфильме «Геркулес» от Disney он выглядит как добродушный толстяк.
Можно сказать, что образ легендарного героя приспосабливается к духу времени, сохраняя узнаваемость, но утрачивая пафос и возвышенность.
Популярные сюжеты с Гераклом в искусстве Возрождения
В эпоху Возрождения художников привлекали различные эпизоды из жизни легендарного героя. Наиболее популярными были сцены борьбы Геракла с Немейским львом, победы над Антеем, похищения Цербера из подземного царства.
Кисти великих мастеров итальянского Возрождения принадлежат полотна «Геракл и лев Немейский» Поллайоло, «Геракл и Антей» Мантеньи, «Геракл на распутье» Рафаэля.
На них герой выглядит как мускулистый атлет, сражающийся голыми руками с чудовищами. Так художники подчеркивали его сверхчеловеческую силу и отвагу.
Геракл в европейской драматургии XVII века
В эпоху барокко образ Геракла становится одним из центральных в драматургии. Испанские писатели Кальдерон и Сарате создают пьесы, где герой выступает как олицетворение доблести.
Особенно популярен сюжет о безумии Геракла, убившего собственных детей. Этот эпизод трактуется как трагическое заблуждение, вызванное коварством богов.
Скульптурные изображения Геракла в Новое время
Среди наиболее известных скульптурных изображений Геракла в Новое время можно назвать работы Кановы «Геракл и Лихас», Броди «Геракл, бросающий тело Лихаса в море».
Здесь герой предстает в классическом амплуа — обнаженный мускулистый мужчина с дубиной в руке. Такой образ отсылает к античной традиции, подчеркивая идеализированную трактовку персонажа.
Геракл в советской мультипликации
В советской мультипликации образ Геракла также претерпел определенную трансформацию. В мультфильмах он выглядит скорее как добродушный увалень и любитель хорошо поесть.
Например, в мультфильме «Филéмони Бавкида» Геракл помогает главным героям разыскать похищенный мед. При этом выглядит он скорее забавно, нежели грозно.
Такая трактовка перекликается с диснеевским вариантом образа — мультяшным толстяком, что отражает общее стремление к его обмирщению.