Проверка стартера своими руками: инструкция, особенности и отзывы

Любой автовладелец однажды может столкнуться с ситуацией, когда стартер начинает барахлить или отказывается запускать двигатель с первой попытки. Чтобы самостоятельно проверить техническое состояние стартера, владельцу автомобиля необходимо разобраться в основных причинах выхода из строя этого ответственного узла и методах его тестирования.

Признаки неисправностей стартера

Существует несколько типичных признаков, указывающих на возможные проблемы со стартером:

  • Нехарактерные звуки при работе (скрежет, лязгание, посторонний шум)
  • Значительное увеличение времени, необходимого для запуска двигателя
  • Отсутствие щелчка втягивающего реле при повороте ключа зажигания
  • Другие косвенные признаки вроде снижения мощности, перебоев в работе электрооборудования и т.д.

При появлении подобных симптомов стоит как минимум провести диагностику стартера, а в ряде случаев - произвести полную замену неисправного узла.

Возможные причины поломок стартера

Наиболее распространенными неисправностями стартеров являются:

  1. Проблемы втягивающего реле (окисление контактов, перегорание обмотки)
  2. Износ или замыкание щеток
  3. Неполадки бендикса (задиры, износ зубчатой передачи)
  4. Повреждения обмотки стартера
  5. Дефекты или повреждения якоря

Конечно, список возможных поломок намного шире. Однако устранение перечисленных выше неисправностей в состоянии решить подавляющее большинство проблем, связанных со стартером.

Подготовка к проверке стартера

Прежде чем приступить непосредственно к диагностике стартера, следует выполнить ряд подготовительных мероприятий:

  1. Проверить уровень заряда АКБ и при необходимости зарядить или заменить ее;
  2. Подобрать необходимые инструменты для тестирования:
      Мультиметр (тестер) Контрольная лампа 12 В Комплект ключей для демонтажа стартера Защита от возможного короткого замыкания
  3. Соблюдать меры безопасности при работе с электрическими цепями автомобиля.

Только после этого можно переходить к непосредственной проверке стартера.

Диагностика стартера от аккумулятора

Проверка стартера напрямую от аккумулятора - один из распространенных способов быстрой диагностики работоспособности этого узла. Данный метод позволяет оперативно оценить состояние таких элементов как втягивающее реле , щетки, бендикс.

Порядок проверки

  1. Зафиксировать минусовой провод на корпусе стартера
  2. Приложить плюс к верхней клемме втягивающего реле
  3. Проверить выдвижение шестерни и вращение вала стартера

При исправном состоянии узла должно наблюдаться выдвижение шестерни с характерным щелчком и последующее вращение вала от мотора стартера.

Данный тест позволяет за пару минут понять, стоит ли углубляться в дальнейшую диагностику или проблема носит более глобальный характер.

Результаты тестирования

В зависимости от реакции стартера на проверку можно сделать следующие выводы о его неисправностях:

Симптомы Возможные неисправности
Нет щелчка реле Неисправность реле или разряд АКБ
Щелчок есть, шестерня не выдвигается Проблема в моторе или редукторе стартера
Шестерня выдвигается, вал не вращается Обрыв в обмотках якоря или дефект коллектора

Дальнейшие действия зависят от результатов первичной проверки.

Поиск неисправностей якоря

Поиск неисправностей якоря

Для диагностики якоря стартера можно воспользоваться следующими методами:

  1. Визуальный осмотр на предмет механических повреждений и износа
  2. Проверка обмотки якоря на обрыв и короткое замыкание
  3. Диагностика состояния коллектора
  4. Выявление возможных перекосов или задиров в подшипниках

Визуальная проверка якоря

При осмотре якоря обращают внимание на:

  • Целостность изоляции обмотки
  • Отсутствие механических повреждений на катушке
  • Равномерность износа щеток
  • Чистоту и состояние коллектора

Диагностика обмотки якоря стартера

Для проверки обмотки часто используют контрольную лампу, последовательно прикладывая один вывод к разным участкам обмотки, а второй - к корпусу якоря. При этом загорание лампы будет свидетельствовать о наличии пробоя изоляции.

Состояние коллектора

Основные неисправности коллектора:

  • Распайка или обрыв коллекторных пластин
  • Сильный нагар и загрязнение межламельных промежутков
  • Механическое повреждение поверхности коллектора

Даже незначительные дефекты коллектора могут привести к выходу стартера из строя.

Исследование состояния обмотки стартера

Основные неисправности обмотки стартера:

  1. Короткое замыкание обмоток между собой или на корпус
  2. Обрыв одной из фаз обмотки
  3. Межвитковое замыкание

Методы диагностики

Для проверки обмотки стартера применяют:

  • Контрольную лампу или дефектоскоп
  • Измерение сопротивления омметром
  • Специальный прибор ППЯ (для выявления межвиткового замыкания)

Восстановление обмотки

В случае небольших повреждений возможна перемотка обмотки прямо на стартере. При значительных дефектах обмотку проще полностью заменить вместе с сердечником.

Тестирование стартера на специальном стенде

Наиболее достоверную оценку работоспособности стартера можно получить с помощью профессионального диагностического оборудования - стенда для проверки стартеров .

Преимущества стендовой проверки

  • Высокая точность измерений
  • Автоматизация процесса тестирования
  • Возможность комплексной диагностики
  • Получение подробного заключения о состоянии узла

Современные цифровые стенды проверки стартеров и генераторов позволяют быстро и с минимальным участием человека оценить характеристики работы стартера и выявить даже незначительные отклонения.

Особенности диагностики стартеров ВАЗ

Стартеры автомобилей ВАЗ имеют свои конструктивные особенности, которые необходимо учитывать при их проверке. К таким особенностям относятся:

  • Использование планетарного редуктора вместо обгонной муфты
  • Усиленные подшипники и щетки
  • Повышенный момент на валу в сравнении с импортными аналогами

Поэтому при проверке стартера ВАЗ особое внимание следует уделить состоянию шестерен редуктора, подшипников и мощности электродвигателя.

Проверка стартера своими руками

Любой автолюбитель может проверить стартер своими руками , воспользовавшись описанными выше методами. Однако при этом стоит соблюдать ряд правил:

  • Работать аккуратно, не допуская механических повреждений
  • Строго соблюдать полярность и последовательность подключения проводов
  • Использовать рабочие и исправные инструменты
  • Фиксировать все действия и результаты проверки

При соблюдении этих несложных рекомендаций качество самостоятельной диагностики будет вполне удовлетворительным.

Применение мультиметра при обследовании стартера

Мультиметр (тестер) является незаменимым помощником при диагностике электрических цепей стартера.

Порядок использования тестера

  1. Полностью разобрать стартер
  2. Проверить щеточный узел на обрыв и замыкание
  3. Прозвонить обмотку якоря между соседними ламелями
  4. Замерить сопротивление по всем цепям стартера

Допустимые значения сопротивления

Нормальные показатели сопротивления в цепях стартера:

  • Обмотка возбуждения: 1-1,5 Ом
  • Цепь зажигания - корпус: до 2-2,5 Ом
  • Между отдельными участками должна быть "бесконечность"

Особенности измерения якоря

Измерить сопротивление обмотки якоря тестером невозможно. Поэтому ограничиваются ее прозвонкой на обрыв и целостность.

Последовательность разборки стартера

Прежде чем приступать к диагностике отдельных узлов стартера, его необходимо правильно разобрать. Основные этапы разборки:

  1. Отсоединить все электрические разъемы
  2. Выкрутить крепежные болты стартера
  3. Снять крышку со стороны привода
  4. Извлечь якорь в сборе с щеткодержателем
  5. Демонтировать щеточный узел и втулки

После этого становятся доступны все элементы стартера для индивидуальной диагностики и тестирования.

Критерии работоспособности стартера

Чтобы определить исправность стартера после проверки, можно ориентироваться на следующие параметры:

Мощность и скорость вращения

Скорость вращения якоря (обороты стартера) должна быть не ниже заданной в технических условиях на эту модель.

Уровень шума

При работе стартер не должен издавать резких металлических звуков. Допускается негромкое равномерное гудение.

Нагрев обмоток

После 2-3 секунд работы температура обмоток должна оставаться в допустимых пределах, что говорит об отсутствии внутренних перегрузок и коротких замыканий.

Комментарии