Надежные пневматические нагнетатели смазок: обзор конструкций, выбор, монтаж
Эффективная работа любого механизма невозможна без качественной смазки его подвижных частей. Пневматические нагнетатели позволяют подавать смазки в труднодоступные узлы оборудования с нужным давлением и расходом.
Обзор пневматических нагнетателей смазок
Пневматические нагнетатели смазок работают от сжатого воздуха, подаваемого компрессором. Воздух вращает пневмодвигатель, соединенный с насосом, который откачивает смазку из емкости и под давлением подает ее к механизмам.
Основные производители пневмонагнетателей:
- Pressol (Германия)
- Jonnesway (Китай)
- Ingersoll Rand (США)
Преимущества:
- Высокая производительность подачи смазки - до 800 г/мин
- Равномерная и точная подача без перерасхода
- Компактные размеры и мобильность
- Простота и удобство в работе
Нагнетатели смазок используются:
- В автосервисах
- На предприятиях машиностроения и металлообработки
- В нефтегазовой отрасли
- В сельском хозяйстве
Как выбрать подходящий нагнетатель
При выборе нагнетателя смазки учитывают:
- Производительность по смазке
- Емкость для смазки
- Материалы конструкции
- Условия эксплуатации
Производительность зависит от мощности пневмодвигателя и типа насоса. Для небольших объемов работ подойдет нагнетатель с расходом 200-300 г/мин. В крупных автосервисах или на производстве нужен расход от 500 до 800 г/мин.
Емкость для смазки может вмещать от 10 до 200 кг. Для небольших автомастерских достаточно 50-60 кг. Для крупных предприятий нужны емкости от 100 кг.
Материалы конструкции должны выдерживать воздействие смазок и растворителей, а также механические нагрузки. Лучше всего подходят: латунь, алюминий, нержавеющая сталь.
При выборе нагнетателя обязательно учитывают условия его эксплуатации - температуру, влажность, запыленность, агрессивность среды.
Модель | Компания | Производительность | Емкость |
NP-20 | Ingersoll Rand | 300 г/мин | 20 кг |
PRESSOL 17 | Pressol | 600 г/мин | 60 кг |
В таблице приведено сравнение двух популярных моделей.
Правила монтажа и подключения
Перед установкой нагнетателя нужно подготовить место:
- Выровнять пол, убрать мусор, при необходимости уложить бетонную площадку
- Обеспечить подвод сжатого воздуха с параметрами по техническим условиям нагнетателя
- Установить компрессор нужной производительности и мощности
- Проложить воздушные магистрали к месту установки нагнетателя
Далее выполняются следующие действия:
- Закрепить емкость со смазкой хомутами из комплекта нагнетателя
- Подсоединить всасывающий шланг к емкости
- Прикрутить нагнетатель к емкости болтами
- Подсоединить нагнетатель к воздушной магистрали
- Проверить герметичность соединений
Перед запуском в работу нагнетатель должен пройти обкатку на холостом ходу в течение 5-10 минут.
Нагнетатели смазок Pressol широко используются при ремонте и обслуживании автомобилей и спецтехники благодаря простоте, надежности и высокой производительности.
Далее можно приступать к эксплуатации нагнетателя.
Эксплуатация нагнетателя смазок
Перед началом работы емкость нагнетателя заправляют смазкой. Рекомендуется использовать смазки класса NLGI 2. Более жидкие смазки могут протекать в насос, а слишком густые - плохо перекачиваться.
В процессе эксплуатации контролируют давление и расход смазки с помощью манометра и ротаметра на корпусе нагнетателя. Давление регулируют вентилем до 6-10 атм в зависимости от условий.
Регулировка параметров подачи смазки
Чтобы обеспечить оптимальный режим подачи смазки, на нагнетателе предусмотрены регуляторы:
- Регулятор давления смазки
- Регулятор расхода воздуха к пневмодвигателю
- Игольчатый вентиль для установки рабочего давления
Контроль параметров и предупреждение неисправностей
В процессе работы следует контролировать:
- Давление смазки по манометру
- Расход смазки по ротаметру
- Температуру корпуса нагнетателя
- Утечки смазки из соединений
- Посторонние шумы при работе
Повышенный нагрев корпуса или шум может свидетельствовать об износе или поломке насоса. В этом случае работу прекращают и вызывают специалиста по ремонту.
Техническое обслуживание нагнетателя смазок
Регулярное ТО позволяет обеспечить бесперебойную работу нагнетателя смазок.
Ежедневно нужно проверять герметичность резьбовых соединений шлангов и емкости. При наличии течи подтянуть резьбовое соединение или заменить прокладку.
Раз в месяц очищать фильтры воздушной магистрали компрессора, а также заменять масло в пневмодвигателе.
Правила безопасной эксплуатации
Основные риски при эксплуатации нагнетателя смазок:
- Травмы от подвижных частей
- Ожоги при контакте с горячим корпусом
- Поражение струей смазки под высоким давлением
Для исключения рисков обязательно применять средства индивидуальной защиты - перчатки, очки, спецодежду.
Хранение и транспортировка
При хранении нагнетателя смазок важно соблюдать определенные правила:
- Хранить в сухом отапливаемом помещении, вдали от источников тепла
- Защитить от попадания пыли и влаги чехлом или пленкой
- При длительном хранении смазать антикоррозийным составом резьбовые соединения
- Не допускать механических воздействий, ударов и падений при хранении
Перед транспортировкой нагнетатель и емкости желательно закрепить, чтобы исключить их перемещение и удары. При минусовой температуре перед включением следует выдержать нагнетатель в теплом помещении не менее 2 часов.
Критерии предельного состояния
К предельному состоянию, требующему списания или замены нагнетателя, относят:
- Сквозную коррозию корпуса
- Трещины или разрушение корпусных деталей
- Заклинивание или износ подвижных частей насоса
- Негерметичность гидросистемы
При появлении таких дефектов дальнейшая эксплуатация нагнетателя недопустима.
Утилизация отработавшего ресурса
После списания нагнетатель разбирают на части:
- Корпусные детали
- Электродвигатель и насос
- Резиновые уплотнения
Детали сдают в пункты приема металлолома и резины. Опасных для экологии компонентов в нагнетателе нет.