Что значит "предвзятое отношение" и как с этим бороться?

Предвзятое отношение - распространенная проблема в обществе. Оно мешает нормальному взаимопониманию между людьми. Давайте разберемся, что это такое, откуда берется предвзятость, и как с ней эффективно бороться.

1. Определение предвзятого отношения

Что значит "предвзятое отношение" к чему-либо? Это предубеждение, некая необъективность, основанная на недостоверной информации или эмоциях. Предвзятое отношение всегда имеет негативный характер.

Это предубеждение, некая необъективность, потому что еще до ситуации встречи с этим человеком/предметом поступила какая-то информация (чаще негативная) и на ее основе сложилось определенное мнение.

Давайте поясним на примере. В класс должна прийти новая девочка из деревни. Уже появляются предубеждения: "Ууууу... в деревнях же одни дураки и пьяницы живут!". И сразу новенькая представляется глупой и невоспитанной.

А на самом деле она может быть совсем не такая! Но из-за предвзятого отношения ей придется бороться со сложившимся о ней мнением.

Итак, основные признаки предвзятого отношения:

  • Основано на предубеждениях и стереотипах
  • Имеет негативный характер
  • Не объективно, эмоционально окрашено

Как отличить предвзятость от объективного взгляда на вещи? Давайте сравним:

Объективность Предвзятость
Основана на фактах Основана на эмоциях
Учитывает разные точки зрения Упрощает ситуацию

2. Причины возникновения предвзятости

Почему же люди склонны проявлять предвзятость?

Во-первых, наш мозг всегда ищет быстрые способы сделать выводы, опираясь на прошлый опыт. Проще поверить мнению большинства, чем разбираться в ситуации.

Во-вторых, если мы сталкивались с чем-то неприятным, то будем автоматически относиться настороженно к похожим ситуациям.

В-третьих, СМИ и соцсети навязывают нам определенные стереотипы о разных группах людей.

Кроме того, мы боимся непонимания и отвержения со стороны других. Поэтому судим о людях по их внешнему виду или одной неудачной фразе, чтобы избежать дискомфорта.

Люди вмешиваются в устройство природных дел и собственных природных программ, создают дополненную реальность взамен надоевшей, стремятся к жизни, которая позволит ни в чем себе не отказывать, а это может случиться с человеком, как глупая чрезмерность, что позволяет оному совершать по этой причине глупости.

Конечно, полностью контролировать наши предубеждения невозможно. Но каждый может включить логику и критическое мышление, чтобы делать более взвешенные выводы о людях.

3. Как проявляется предвзятое отношение

Давайте посмотрим, как предвзятость может проявляться на практике.

Например, клиент не воспринимает вас всерьез из-за вашего возраста или пола. Или потенциальный заказчик общается только с представителем вашей компании определенной национальности.

В офисе предвзятость часто выражается в:

  • Неуважительных шутках и комментариях о внешности или личной жизни коллег
  • Игнорировании мнения представителей меньшинств
  • Нечестном распределении интересных проектов и заданий

Зачастую предвзятость носит скрытый характер. Человек ловит себя на мысли: "Погодите, а это что сейчас было?". Например, коллеги переглянулись, когда вы высказали идею. Или вас не пригласили на важную встречу.

Так, погодите, это что сейчас было?

4. Последствия предвзятого отношения

Каковы же последствия предвзятого отношения для человека и организации?

В первую очередь, теряются возможности для развития и карьерного роста. Человеку будет сложно раскрыть свой потенциал в атмосфере предубеждений.

Кроме того, предвзятость негативно влияет на психологическое состояние. Чувство несправедливости, стресс, падение мотивации и самооценки - вот далеко не полный список.

На уровне компании атмосфера предвзятости ведет к текучке кадров, снижению эффективности, потере клиентов и партнеров.

Обидно, конечно, но стоит ли расстраиваться из-за этого?

Конечно, лучше сохранять баланс между эмоциями и логикой. Но нельзя игнорировать факты предвзятого отношения - рано или поздно это негативно скажется на всех.

5. Предвзятость к отдельным людям и группам

Чаще всего предвзятость проявляется по отношению к незнакомым людям и определенным социальным группам.

Вспомним пример с новенькой ученицей из деревни. К ней уже предвзято относятся как к дурочке и деревенщине.

А вот еще несколько распространенных стереотипов:

  • Блондинки - глупые
  • IT-шники - зануды и ботаны
  • Политики - лжецы

Такая предвзятость особенно сильно проявляется в отношении этнических, религиозных и других меньшинств в обществе.

6. Как избавиться от собственной предвзятости

Итак, мы выяснили, что означает предвзятое отношение и к чему оно приводит. Как же с этим бороться?

В первую очередь, надо научиться оценивать людей не по слухам и стереотипам, а по реальным поступкам и заслугам. Не делать поспешных выводов.

Также полезно расширять свой кругозор, знакомиться с разными культурами и социальными группами. Чем больше мы узнаем людей, тем меньше у нас остается предубеждений.

И, конечно, нужно развивать такие качества как объективность, критическое мышление, эмоциональный интеллект. Научиться понимать предвзятое отношение со стороны и не поддаваться ему.

7. Как реагировать на предвзятость других

Что делать, если вы столкнулись с предвзятым отношением к себе со стороны коллег, начальства или клиентов?

Во-первых, нужно решить, стоит ли обращать внимание на случайные замечания или шутки. Иногда проще просто не придавать этому значения.

С другой стороны, явная и постоянная предвзятость требует реакции. В таком случае можно попробовать разъяснить ситуацию обидчику. Или обратиться с жалобой к вышестоящему начальству.

Главное правило - не возлагать дополнительную ответственность на жертву предвзятости. Не нужно требовать, чтобы человек "не обижался" или решал проблему в одиночку.

8. Как бороться с предвзятостью в коллективе

Что может сделать компания по борьбе с предвзятостью среди сотрудников?

Существует два основных подхода - "культивировать семя" и "возделывать почву". Под семенем понимается конкретный сотрудник, который сталкивается с предвзятостью. А "почва" - это корпоративная культура и правила внутри компании.

Например, наказывать за явные проявления предвзятости. Или проводить тренинги и обучение персонала вопросам толерантности.

9. Что дальше с предвзятым отношением?

Итак, теперь мы знаем, что значит предвзятое отношение и как с этим бороться.

Конечно, полностью искоренить все предрассудки невозможно. Но каждый человек и каждая компания могут сделать свой вклад в создание атмосферы толерантности и взаимопонимания.

Главное - научиться замечать проявления предвзятости и реагировать на них конструктивно. А также развивать в себе такие качества как эмпатия, критическое мышление и объективность.

10. Предвзятость в разных сферах жизни

Проявления предвзятости можно встретить в самых разных сферах нашей жизни.

Например, в образовании учителя иногда относятся предвзято к ученикам из неблагополучных семей или с особенностями развития. Ожидая от них меньших успехов, они невольно ограничивают их потенциал.

В медицине врачи подсознательно по-разному общаются с пациентами в зависимости от их социального статуса и других характеристик.

Даже в науке ученые иногда относятся скептически к теориям, выдвинутым их коллегами-женщинами или представителями этнических меньшинств.

11. Борьба с системными проявлениями предвзятости

Когда предвзятость принимает системный характер в масштабах страны или отрасли, с этим сложнее бороться.

Тут уже недостаточно усилий отдельных граждан и организаций. Требуются решительные меры со стороны властей, профессиональных сообществ, общественных движений.

Например, принятие антидискриминационных законов, запуск программ по поддержке уязвимых групп, позитивная медийная повестка.

12. Роль личного примера в борьбе с предвзятостью

Очень важно, чтобы лидеры общественного мнения - политики, журналисты, ученые, деятели культуры - сами демонстрировали толерантность и объективность.

Их поведение задает нормы для миллионов людей. Если такие авторитетные фигуры регулярно будут позволять себе предвзятые высказывания или действия, это серьезно осложнит борьбу с предрассудками в обществе.

К сожалению, многие издания ради повышения трафика и доходов спекулируют на стереотипах, предрассудках, конфликтах и скандалах.

Чем более полярными и радикальными становятся настроения в обществе, тем выше для них прибыль. Эту модель поведения перенимают и пользователи соцсетей.

Комментарии