Как привести наше экологическое законодательство к нормальному виду?
Большинству граждан нашей страны прекрасно известно, с каким скрипом работает наша законодательная власть. И дело тут не в том, что власти принимают мало законов. Напротив, законов в нашей стране принимается предостаточно, однако их исполнение оставляет желать лучшего. И особенно страдает от такого положения дел экологическое законодательство, которое в России существует исключительно на бумаге. Во многом это вызвано тем обстоятельством, что в нашей стране этими вопросами ведает Росприроднадзор, который, в свою очередь, подчиняется Министерству Охраны природных ресурсов.
Основным сдерживающим фактором являются проверки. Точнее, отсутствие таковых. Эта организация, которая должна отвечать за предотвращение экологических бедствий, не может даже проводить внеплановые проверки, так как их количество и сроки жестко регламентированы законодательно. Впрочем, такая возможность все же есть – после соответствующего указа прокуратуры, куда еще нужно обратиться.
В то же время частота проверки коммерческих фирм не должна превышать одного раза в три года! За такое огромное время фирма может многократно нарушать экологическое законодательство и легко уходить от ответственности, не прилагая для этого никаких усилий. В самом ведомстве с горечью сообщают, что одних только прорывов нефтепроводов в стране ежегодно фиксируется не одна тысяча, а все должностные лица отделываются максимум административным взысканием.
Итак, как можно увидеть, понятие экологического права как таковое в нашей стране отсутствует напрочь. Как же можно бороться с таким явлением на уровне государства? Эксперты и члены природоохранных организаций считают, что в первую очередь нужно сделать Росприроднадзор подведомственным напрямую аппарату Президента и Правительству. Это позволит не только действительно соблюдать экологическое законодательство, но и избавить работников ведомства от сетей той бюрократической волокиты, в которой они оказались.
Члены же «Гринпис» полагают, что освидетельствование должны проходить не только те объекты экологического права, которые прописаны в законодательных актах, но и все промышленные объекты без исключения. Сейчас же часто экологические бедствия происходят по вине тех предприятий, которые просто не внесены в соответствующий реестр. Соответственно, проверить их без нужной санкции Прокуратуры просто невозможно.
Таким образом, экологическое законодательство России должно быть полностью пересмотрено в самое ближайшее время, иначе урон, нанесенный окружающей среде, может быть необратимым.