Как привести наше экологическое законодательство к нормальному виду?

Большинству граждан нашей страны прекрасно известно, с каким скрипом работает наша законодательная власть. И дело тут не в том, что власти принимают мало законов. Напротив, законов в нашей стране принимается предостаточно, однако их исполнение оставляет желать лучшего. И особенно страдает от такого положения дел экологическое законодательство, которое в России существует исключительно на бумаге. Во многом это вызвано тем обстоятельством, что в нашей стране этими вопросами ведает Росприроднадзор, который, в свою очередь, подчиняется Министерству Охраны природных ресурсов.

В этой схеме отражена вся суть отечественной бюрократической машины – тяжелой и неповоротливой структуры, которая не может быстро и адекватно реагировать на возникающие нужды. Кроме того, этот государственный орган, и без того слабый и неспособный на самостоятельные и быстрые действия, связан по рукам и ногам государственными ограничениями.

Основным сдерживающим фактором являются проверки. Точнее, отсутствие таковых. Эта организация, которая должна отвечать за предотвращение экологических бедствий, не может даже проводить внеплановые проверки, так как их количество и сроки жестко регламентированы законодательно. Впрочем, такая возможность все же есть – после соответствующего указа прокуратуры, куда еще нужно обратиться.

В то же время частота проверки коммерческих фирм не должна превышать одного раза в три года! За такое огромное время фирма может многократно нарушать экологическое законодательство и легко уходить от ответственности, не прилагая для этого никаких усилий. В самом ведомстве с горечью сообщают, что одних только прорывов нефтепроводов в стране ежегодно фиксируется не одна тысяча, а все должностные лица отделываются максимум административным взысканием.

Итак, как можно увидеть, понятие экологического права как таковое в нашей стране отсутствует напрочь. Как же можно бороться с таким явлением на уровне государства? Эксперты и члены природоохранных организаций считают, что в первую очередь нужно сделать Росприроднадзор подведомственным напрямую аппарату Президента и Правительству. Это позволит не только действительно соблюдать экологическое законодательство, но и избавить работников ведомства от сетей той бюрократической волокиты, в которой они оказались.

Члены же «Гринпис» полагают, что освидетельствование должны проходить не только те объекты экологического права, которые прописаны в законодательных актах, но и все промышленные объекты без исключения. Сейчас же часто экологические бедствия происходят по вине тех предприятий, которые просто не внесены в соответствующий реестр. Соответственно, проверить их без нужной санкции Прокуратуры просто невозможно.

Таким образом, экологическое законодательство России должно быть полностью пересмотрено в самое ближайшее время, иначе урон, нанесенный окружающей среде, может быть необратимым.

Комментарии