Аффрикаты в логопедии: что это такое

Аффрикаты - это согласные звуки, состоящие из двух элементов: смычного (взрывного) и фрикативного (щелевого). Они образуются при слитном произношении этих элементов. В русском языке есть две аффрикаты:

  • "Ч" состоит из элементов "ТЬ" (смычной) и "Щ" (фрикативный)
  • "Ц" состоит из элементов "Т" (смычной) и "С" (фрикативный)

Значение аффрикат в речи

Аффрикаты играют важную роль в речи. Они участвуют в образовании многих слов русского языка. Например, слова "чай", "часы", "цыпленок" невозможно произнести без аффрикат. Правильное произношение аффрикат необходимо для разборчивости и понимания речи.

Кроме того, аффрикаты придают русской речи характерную мелодику и звучание. Ребенок, не владеющий аффрикатами, будет говорить на иностранный манер, его речь будет невыразительной.

Аффрикаты в логопедии

Аффрикаты звуки занимают особое место в логопедии. Для исправления их дефектов не требуется специальной подготовки речевого аппарата, в отличие от других групп звуков.

Однако артикуляционная гимнастика полезна как подготовительное упражнение перед постановкой аффрикат. Она разогревает мышцы языка и губ, делает их более подвижными.

Этапы логопедической работы

Существует несколько этапов работы над аффрикатами в логопедии:

  1. Автоматизация смычных и фрикативных звуков, из которых состоят аффрикаты
  2. Введение аффрикат в самостоятельную речь
  3. Дифференциация аффрикат между собой и от смычных/фрикативных

На первом этапе ребенок тренирует произнесение звуков "ТЬ", "Щ", "Т", "С" в слогах, словах, предложениях. Это необходимая база для дальнейшего формирования аффрикат.

На втором этапе логопед учит ребенка соединять смычный и фрикативный в единый звук - аффрикату. Сначала отрабатывается произнесение звука изолированно, затем в слогах и словах.

На третьем этапе ребенок учится различать схожие звуки между собой. Это необходимо, чтобы избежать смешения аффрикат со смычными/фрикативными в речи.

Методы логопедической работы

Для формирования аффрикат логопеды используют различные методы:

  • Показ артикуляции перед зеркалом
  • Отработка звука в различных позициях (в начале, середине, конце слова)
  • Игры и упражнения на автоматизацию звука

Большое внимание уделяется кинестетическим ощущениям - осязанию положения языка и губ при артикуляции. Это помогает лучше запомнить нужную артикуляцию.

Для закрепления аффрикат используют стихи, скороговорки, потешки. Это помогает отработать плавное и четкое произнесение звука в потоке речи.

Аффрикаты Примеры
[ч] чай, часы, мяч
[ц] цыпленок, цапля, цыпленок

Как видно из примеров, аффрикаты часто встречаются в русской речи, поэтому их правильное звучание очень важно.

Подводя итог, можно сказать, что работа над аффрикатами занимает значительное место в логопедии. От качества этой работы зависит внятность, выразительность речи и речевая культура человека.

Особенности аффрикат у детей

У детей процесс формирования аффрикат имеет свои особенности. В норме дети начинают правильно произносить эти звуки примерно к 5-6 годам.

Однако у многих дошкольников возникают трудности с аффрикатами. Наиболее распространенные ошибки:

  • Замена аффрикат на смычные/фрикативные звуки (цеплять вместо чеплять)
  • Нечеткое произнесение аффрикат, без взрыва (што вместо что)
  • Межзубное или боковое произнесение (когда воздух идет не по середине, а сбоку)

Такие ошибки могут сохраняться довольно долго, если своевременно не заниматься коррекцией. Логопед помогает исправить дефекты звукопроизношения в игровой форме.

Занятия с логопедом

Обычно на логопедических занятиях работа над аффрикатами начинается не сразу. Сначала отрабатываются более простые в артикуляционном плане звуки ([М], [Б], [Д] и др.).

Когда ребенок научится четко произносить смычные и щелевые звуки, из которых состоят аффрикаты, можно переходить непосредственно к работе над [Ч] и [Ц].

На начальном этапе логопед показывает артикуляцию звука перед зеркалом, а ребенок повторяет за ним. Затем отрабатывается произнесение аффрикат в слогах, словах.

Для закрепления используются стихи, потешки, игры. Логопед следит за правильным положением артикуляционных органов, добивается четкого звучания аффрикат.

Автоматизация аффрикат в речи

Когда ребенок научится правильно произносить аффрикаты изолированно и в словах, начинается этап автоматизации. Это значит, что звук начинает употребляться в спонтанной речи.

Процесс автоматизации довольно длительный. Логопед подбирает задания с большим количеством слов с заданным звуком. Например, пересказ текста или составление рассказа по картинке.

Автоматизация позволяет закрепить навык безошибочного употребления аффрикат во фразовой речи. Это обязательное условие для исправления нарушенного звукопроизношения.

Комментарии