Какое сочетание слов не является словосочетанием? Виды словосочетаний
Словосочетания играют важную роль в русском языке. Однако не все сочетания слов являются словосочетаниями. Давайте разберемся с этим подробнее.
I. Понятие словосочетания
Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Основные признаки словосочетания:
- наличие главного и зависимого слова
- подчинительная связь между словами
- смысловая и грамматическая связанность
Примеры словосочетаний:
- белый снег
- бежать быстро
- любоваться закатом
II. Сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями
Какое сочетание слов не является словосочетанием? Рассмотрим основные случаи.
1. Подлежащее и сказуемое
Подлежащее и сказуемое, составляющие грамматическую основу предложения, не образуют словосочетание. Например:
Дети играют.
Здесь нет главного и зависимого слова.
2. Служебные слова в сочетании с самостоятельными частями речи
Союзы, частицы, предлоги не образуют словосочетаний со знаменательными словами. Укажите какое сочетание слов не является словосочетанием: к ним нельзя задать вопрос.
будто спит, чтобы сказать
3. Сложные формы слов
Сложные глагольные формы, формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий также не являются словосочетаниями. Например:
буду читать, самый высокий
4. Однородные члены предложения
Укажите какие два сочетания слов являются словосочетанием: ветер и дождь, сильный ветер. Однородные члены связаны не подчинительной, а сочинительной связью, поэтому не образуют словосочетание.
5. Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов с переносным значением целиком являются членами предложения, поэтому тоже не являются словосочетаниями. Например:
терять голову, бить баклуши
III. Причины, по которым перечисленные сочетания не являются словосочетаниями
Итак, мы урок сочетания слов не являющиеся словосочетаниями. Почему же перечисленные сочетания слов не относятся к словосочетаниям?
Причины здесь несколько.
- Отсутствие подчинительной связи между словами
- Наличие формообразующей функции у сочетания
- Целостное переносное значение сочетания
Рассмотрим эти причины подробнее.
1. Отсутствие подчинительной связи
Основной признак словосочетания - наличие подчинительной связи между главным и зависимым словом. У рассмотренных в статье сочетаний такой связи нет.
Например, в сочетании подлежащего и сказуемого оба слова грамматически равноправны, одно слово не подчиняется другому. В сочетаниях служебного слова и самостоятельной части речи тоже отсутствует возможность подчинения.
2. Формообразующая функция
Сложные глагольные формы и формы степеней сравнения имеют формообразующую функцию. Они представляют собой грамматические формы слова, а не отдельные лексические единицы.
Например, сочетание "буду читать" выражает будущее время глагола "читать". Это одна грамматическая форма этого глагола.
3. Целостное переносное значение
У фразеологизмов наблюдается перенос значения всего устойчивого сочетания. Они не членятся на отдельные слова и выступают как единое целое в роли члена предложения.
Например, во фразеологизме "витать в облаках" значение не складывается из значений отдельных слов "витать" и "облака", а является переносным.
4. Разные виды связи
В словосочетаниях должна быть именно подчинительная связь, а однородные члены соединяются сочинительной связью. Поэтому они не могут составлять словосочетание.
5. Критерии определения словосочетаний на практике
Чтобы на практике определить, является ли конкретное сочетание слов словосочетанием, нужно задаться несколькими вопросами:
- Можно ли выделить главное и зависимое слово?
- Можно ли к зависимому слову задать вопрос от главного?
- Нет ли у сочетания переносного значения?
- Не выполняет ли сочетание слов формообразующую функцию?
Если ответы положительные – перед нами словосочетание. В противном случае – нет.
6. Упражнения для тренировки определения словосочетаний
Чтобы закрепить навыки определения словосочетаний, полезно выполнить следующие упражнения:
- Найдите в предложении словосочетания и подчеркните их:
- Определите, какие из выделенных сочетаний слов являются/не являются словосочетаниями. Объясните почему:
- Придумайте 5 своих примеров словосочетаний и 5 примеров сочетаний слов, которые не являются словосочетаниями:
Выполняя подобные упражнения, можно довести навык определения словосочетаний до автоматизма.
7. Типичные ошибки
Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают при определении словосочетаний:
- Смешение словосочетаний и предложений
- Неверное выделение главного слова
- Отнесение фразеологизмов и устойчивых сочетаний к словосочетаниям
Чтобы их избежать, важно четко понимать признаки словосочетания и знать случаи, когда сочетание слов не будет являться словосочетанием.
8. Рекомендации по предупреждению ошибок
Чтобы избежать ошибок при определении словосочетаний, можно дать следующие рекомендации:
- Внимательно проанализировать сочетание слов по признакам словосочетания
- Определить, нет ли у сочетания дополнительных функций (формообразующей, переносного значения)
- Попробовать задать от главного слова вопрос к зависимому
- Сравнить с примерами типичных не-словосочетаний
Полезно также регулярно выполнять упражнения на нахождение словосочетаний в текстах и их идентификацию. Это поможет выработать устойчивые навыки.
9. Роль словосочетаний в тексте
Почему так важно правильно определять словосочетания в тексте и речи?
Во-первых, словосочетания служат строительным материалом для предложений. Во-вторых, именно с помощью словосочетаний можно точно и емко характеризовать предмет или явление, передавать дополнительные смысловые оттенки.
Владение навыками работы со словосочетаниями позволяет улучшить качество текстов, сделать их более понятными и выразительными.