Культура нового времени: проблемы периодизации, характеристика, отличительные черты

Человеческая культура сравнима, пожалуй, с безбрежным седым океаном. В её глубинах таятся неисчислимые сокровища мысли, уникальные шедевры музыки и живописи, архитектуры и кинематографии, достижения науки и техники, великие географические открытия и ещё много всего того, что определило наш духовный облик на сегодняшний день. Человечество на своём веку знало немало цивилизаций, оставивших значительный отпечаток в судьбе потомков или же канувших в Лету без следа. Каждое время выдвигало своих героев, своих духовных вождей и обладало своими уникальными характеристиками.

На смену мрачному Средневековью приходит интереснейшая эпоха, которую принято называть Новым временем. А культура нового времени стала определяющим моментом в истории наших предков и во многом предопределила современный расклад событий.

Проблемы периодизации

Само понятие «новое время» достаточно условно и расплывчато. Ведь оно включает в себя не только определённые временные рамки, но и принципиально новый уровень мышления, новый взгляд на мир, расширение культурного, интеллектуального пространства. Культура нового времени основывается на идеалах гуманистов Ренессанса. Именно им принадлежит идея делить человеческую историю на древний, средний и новый периоды. В качестве точки отсчёта за основу периодизации ими брался принцип новаторства в культурной сфере, а не только в социально-экономической. Объяснялся такой подход достаточно просто: после разгула инквизиции, гонений на науку, засилья Церкви во всех сферах государственной и частной жизни Возрождение с его прогрессивными взглядами и первыми ростками демократии, идеалом гармоничного человека, всплеском научно-технической мысли, открытием и освоением новых земель воспринималось образованными людьми как глоток свежего живительного воздуха. И культура нового времени в полной мере соответствует такой идеологии. Но далеко не все страны, существовавшие на тот момент, находились на одинаковом уровне культурно-экономического развития, не все народы были в равной степени цивилизованы. Да и в сама Западная Европа, наряду с утверждением гуманизма и просвещения, Реформацией, порой отбрасывалась на десятилетия в прошлое кострами инквизиции, показательными судами ведьм и т.д. В России процветало крепостное право. Собор Парижской Богоматери во Франции, как и бессмертный роман Гюго, стали одним из символов, весьма показательных, этого времени, отразив, с одной стороны, высокие достижения, полёт творческой мысли и духа человека, а с другой – его страх перед непонятным, неведомым и рабские черты души. Тем не менее, эпоха нового времени доказала: именно с её наступлением Европа становится не только политическим, но и духовным центром мира и распространяет своё интеллектуальное, политическое и техническое влияние на другие страны и народы. Европейская цивилизация становится самой развитой и сильной на тот момент.

В научных кругах нет единого мнения по вопросу периодизации.

  • Одни историки предлагают за начало эпохи принять английскую революцию 1640-го года, когда народ и буржуазия под руководством Кромвеля посягнули не только на власть, но и жизнь монарха, казнив короля Карла Стюарта.
  • По мнению других, эпоха и культура нового времени более отвечают такой точке отсчёта, как Реформация 1517-го года и деятельность Лютера.
  • Третьи группы учёных в качестве главенствующих называют дату открытия Америки, захват османами столицы Византии Константинополя, Французскую революцию в 1789-м году.
  • Окончанием нового времени и наступлением Новейшей истории западные историографы называют завершение Первой мировой войны, а в советской науке считался Семнадцатый год и восстание большевиков.

Новое время – новая культура

Грандиозность эпохи Нового времени в полной мере нашла отражение в его художественной культуре. Помимо политических переделов мира, войн и революций, художественная культура нового времени вместила в себя новые веяния, которые пришли в европейское сознание с близким знакомством с жизнью Африканского материка и Индии с её своеобразной философией, открытием Америки и бытом, культурой, мифологией, искусством её коренных народов, тесными соприкосновениями с Востоком и мусульманской религией.

Искусство в Новом времени воспринимается не как развлечение, отдых от трудов праведных (умственных и физических), а как важнейшая форма творческой деятельности. Напряжённый поиск в этой области привёл к созданию в мировом искусстве таких стилей и направлений, как пышное барокко с его внешней эффектностью и стилизацией под античность, строгий классицизм с присущим ему прославлением разума и рассудительности, сентиментализм, прославляющий превосходства сердца, чувств над рационализмом, реализм с пристальным вниманием к человеческой душе, её поискам и метаниям, падениям и взлётам, и, наконец, так называемые декадентские течения.

Сам характер эпохи, динамичный и драматический, породил это разнообразие стилей и направлений, которые не просто сменяли друг друга, но сосуществовали и даже боролись как в пределах творчества одного Мастера, так и в рамках целых художественных школ. Главное, что в центре всего был Человек, Личность. Через него, как через призму, велось изучение Времени и отображение его в архитектуре, скульптуре, живописи и т.д. И все культурно-художественные веяния эпохи отразили борьбу людей за социальную справедливость и духовность, достойное существование их в свободном обществе.

Комментарии